В центре «Эрмитаж — Казань» представят выставку «Александр Македонский. Путь на Восток»

23 февраля в центре «Эрмитаж — Казань» откроется выставка «Александр Македонский. Путь на Восток». Петербургский музей представит в столице Татарстана эпопею, посвященную великому царю и полководцу. Около 400 экспонатов расскажут о Восточном походе Александра, о распространении греческой культуры на огромных территориях Азии и о величии классического искусства Эллады

В центре «Эрмитаж — Казань» представят выставку «Александр Македонский. Путь на Восток» | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Еще при жизни Александра Македонского считали если не божеством, то мифологическим героем. Он и сам работал над созданием своего «публичного образа». Древние источники так описывают начало Восточного похода: в конце марта 334 года Александр с 40‑тысячной армией и флотом из 160 кораблей пересек Геллеспонт — узкий пролив, разделяющий Европу и Азию. Царь сам вел один из кораблей. Подплывая к берегу, он метнул копье, и оно вонзилось в землю Азии. Завоеватель первым сошел с корабля и провозгласил, что отныне эта земля дарована ему богами…

Царь хорошо понимал значение религии и мифа; он считал себя реинкарнацией Ахилла, шел по следам Геракла и Диониса и верил, что состязается не с простыми смертными, а с героями и богами. Со временем в сознании народов образ Александра стал сливаться с мифами о защитнике человечества и о боге, принесшем цивилизацию далеким народам.

Образ великого царя, возникший в смешении традиций и культур, надолго пережил античную эпоху. В западноевропейских миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, в русском лубке XVII – XVIII веков — как авантюрный герой. В XIV – XV веках на Востоке Александр — Искандер — идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения — мудрый государь. Особенную актуальность «Истории Александра» приобрели в период абсолютных монархий при дворах правителей Франции, Англии, России.

На выставке будут представлены страницы из известнейших литературных произведений Ирана, западноевропейские гравюры и книги XVI – XIX веков, картины Джованни Доменико Тьеполо и Джованни Баттиста Питтони; произведения прикладного искусства из фарфора, бронзы, драгоценных металлов и других материалов. Отдельный ансамбль представляют собой камеи из яшмы с изображением Александра, изготовленные на Императорской екатеринбургской гранильной фабрике.

#музей #Эрмитаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7360) от 20.02.2023 под заголовком «Македонский в Казани».


Комментарии