В столице КНР в минувший четверг состоялся саммит Китай — ЕС

Хотя он совпал с юбилеем — 50‑й годовщиной установления отношений между сторонами, — переговоры носили сугубо деловой, даже жесткий характер.

В столице КНР в минувший четверг состоялся саммит Китай — ЕС | ФОТО biyunfei yang on Unsplash

ФОТО biyunfei yang on Unsplash

Последняя встреча в таком формате прошла в Пекине 7 декабря 2023 года. Изначально планировалось, что в этом году заседание пройдет в Брюсселе, однако весной Си отклонил приглашение европейской стороны «из‑за политических разногласий» с блоком. Изменения коснулись и прог­раммы саммита — как сообщало агентство Bloomberg, по инициативе Пекина ее сократили с двух дней до одного, отменив посещение европейскими политиками бизнес-форума в городе Хэфей.

Следует отметить, что экономические отношения между сторонами находятся под серьезным давлением. В октябре 2024‑го ЕС ввел импортные пошлины на электромобили из Китая. Речь идет о дополнительных 17,4 – 35,3 % к стандартному десятипроцентному сбору применительно к продукции ведущих китайских автоконцернов BYD, Geely и SAIC. Китай в ответ объявил о введении «временных антидемпинговых мер» в отношении бренди, импортируемого из стран Евросоюза. Однако стороны не оставляли попыток урегулировать этот вопрос, а после того как Дональд Трамп объявил торговую войну как европейцам, так и китайцам, некоторые эксперты даже стали допускать возможность сближения Пекина и ЕС, тем более что в феврале фон дер Ляйен отметила: ЕС необходимо «конструктивно взаимодействовать с Китаем» и найти возможности для расширения торговых и инвестиционных связей. Однако в апреле Китай в ответ на ограничения США усилил режим экспортного контроля в отношении широкого ряда редкоземельных металлов и магнитов, что в итоге ударило и по европейским автоконцернам. А в конце июня Еврокомиссия объявила о запрете для китайских компаний участвовать в государственных тендерах стран ЕС на поставки медицинского оборудования. Китай в ответ отстранил европейских производителей такой техники от участия в организуемых им закупках объемом свыше 45 млн юаней ($ 6,28 млн). Кроме того, власти КНР в самый разгар европейского турне министра иностранных дел Ван И объявили о вступлении в силу ввозных пошлин в размере от 27,3 до 34,9 % на европейский коньяк и бренди сроком на пять лет.

В дополнение ко всему этому в новый, 18‑й, пакет антироссийских санкций ЕС, вступивший в силу с 19 июля, оказались включены семь китайских компаний, ведущих торговлю с Россией; кроме того, впервые под ограничения попали китайские банки. Министерство коммерции КНР в своем пресс-релизе раскритиковало эти меры ЕС, назвав их беспочвенными, и пообещало непременный ответ. «Действия европейской стороны противоречат духу консенсуса между лидерами Китая и ЕС и оказывают серьезное негативное влияние на экономические и торговые отношения и финансовое сотрудничество между Китаем и ЕС», — говорится в заявлении ведомства.

Выступая на саммите, председатель КНР Си Цзиньпин указал, что речь нужно вести не столько о торговых пошлинах, сколько о том, как поддержать порядок в мире, сложившийся после Второй мировой войны, как способствовать прекращению конфликтов. Пекин призвал ЕС стать самостоятельной силой на международной арене наряду с Китаем, Россией и США. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая накануне встречи обвинила КНР в демпинге и поддержке ВПК России, сказала уклончиво, что взаимоотношения сторон подошли к поворотному моменту.

Агентство Reuters, интерпретируя по‑своему эту формулировку фон дер Ляйен, пишет, что она призвала к «перебалансировке» связей. «Чем более глубокими становятся отношения, тем сильнее дисбаланс», — сказала глава Еврокомиссии. Имелось в виду, что у Евросоюза дефицит в торговле с Китаем достиг 360 млрд долл. в прошлом году. «Нужно, чтобы Европа и Китай признали озабоченности друг у друга и пришли к их разрешению», — заключила она. Однако Си не пожелал сводить диалог к разногласиям по торговле в ходе беседы с Урсулой фон дер Ляйен и председателем Евросовета Антониу Коштой, подчеркнув, что Евросоюз должен сделать «правильный стратегический выбор. И чем сложнее становится обстановка в мире, тем увереннее Китай и ЕС должны идти по дороге, проложенной 50 лет назад, тем больше должны они укреплять коммуникации, повышать уровень взаимного доверия».

Но пока взаимное доверие хромает. В Пекине не забыли, что еще пару недель назад глава Еврокомиссии и другие евробюрократы придерживались риторики в духе «ястребов», утверждая, что китайская промышленность из‑за перепроизводства наводняет чужие рынки дешевыми товарами и тем самым выбивает почву из‑под ног у европейских производителей. Мало того. Пекин, указывал Брюссель, еще поставляет оборудование, чипы и другие товары двойного назначения российскому военно-промышленному комплексу. Кошта высказал эту претензию самому Си Цзиньпину. Такие утверждения никакого понимания у китайской стороны не нашли.

Несмотря на то что оба высокопоставленных евросоюзовских чиновника на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином старались показать, что отношения между ЕС и Китаем отличные, этим они никого не обманули. Заключительное коммюнике наглядно отразило глубину расхождений между двумя сторонами как по гео­политическим вопросам, так и по торговле. В документе говорится, что необходимо разрабатывать возобновляемые источники энергии и обеспечить доступ к ним развивающимся странам. Такой же посыл касается «зеленых» технологий. Как следует из коммюнике, богатым развитым странам следует делиться этими технологиями со странами третьего мира. Ведь они‑то сильнее всего страдают и от потепления климата, и от нехватки энергоресурсов. То есть самые острые проблемы отношений решить не удалось. Потому они и не упоминаются в заключительном документе.

Как констатирует немецкий «Бильд», «саммит Китай — ЕС не решил ни одного проблемного вопроса». И явно не по вине Китая. Вместо того чтобы достигнуть компромисса и договориться с Пекином по поводу совместного противостояния Штатам, европейские переговорщики выдвинули Китаю изначально неприемлемые требования политического характера.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин убежден, что сценарий сближения Китая с Евросоюзом не реализовался. «Важно учитывать, что у ЕС недовольство китайской промышленной и торговой политикой ровно такое же, как у США, если не сильнее. При этом если американцы чувствуют себя уверенно, то у Евросоюза опыта собственной успешной торговой политики нет», — считает эксперт.

А вот как описал итог встречи профессор Университета международных исследований в Пекине Цуй Хунцзянь: «В начале второго срока пребывания Дональда Трампа на посту президента США Китай и ЕС пришли к согласию, что нужно совместно справляться с тарифами Вашингтона. Но ЕС стал искать компромисса с США. Поэтому стимул к сотрудничеству между Китаем и ЕС улетучился».

Читайте также: 

Давление на власть. Почему в июне возникли беспорядки в Сербии?

Абсолютный рекордсмен. Глава Камеруна решил выдвинуться в президенты на новый срок


#кнр #саммит #ЕС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7957) от 28.07.2025 под заголовком «Саммит прошел без салюта».


Комментарии