В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены 54 исторических караван-сарая из 24 провинций Ирана
После принятия этого решения в 2023 году караван-сараи стали 27‑м объектом материального культурного наследия страны, получившим всемирное признание.
ФОТО АВТОРА
В гостях у Али
Темной звездной ночью ворота караван-сарая в древнем городе Ирана Йезд открыл Али. Он поклонился и провел меня через дворик в гостевую комнату. В тусклом свете фонарей было слышно журчание фонтана и стрекотание каких‑то насекомых. Утром, рассмотрев планировку отеля с говорящим названием «Шелковый путь» (Silk Road), я на живом примере поняла устройство древнего караван-сарая, функции которого в былые времена выполняло это ныне отреставрированное здание.
Номера сгруппированы в прямоугольной постройке, расположенной по периметру вокруг большого двора с живописным бассейном с фонтаном в центре. Среди экзотических деревьев и благоухающих цветов стоят топчаны, как в чайхане, и обычные столики со стульями, у одной из стен установлен общий раздаточный стол с самоварами, чайниками и восточными сладостями, предназначенными для завтрака, который входит в стоимость проживания в отеле. Предполагается, что постояльцы ночью отдыхают в своих комнатах, а утром и вечером выходят в общий дворик и общаются друг с другом за чашкой чая или с кальяном. Сегодня в этих номерах, как и раньше, собираются гости из разных стран, потому можно услышать речь на разных языках.
«Во II веке до н. э. на Востоке из Китая через Персию до Турции сложился Великий шелковый путь, — рассказал нынешний владелец отеля Али. — С самого начала эта дорога была оборудована постоялыми дворами, которые обеспечивали торговцам не только питание и отдых перед продолжением путешествия, но и возможность обмена товарами на местных рынках с другими путешественниками, что способствовало культурному и языковому обменам. Такие постройки назывались караван-сараями — слово состоит из двух персидских слов и переводится как «дворец для караванов». Еще одно название таких построек — караван-ханы, также происходит от персидского слова. Больше всего караван-сараев было на территории Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии».
Как правило, эти пристанища из тесаного камня с высокими стенами и иногда с небольшими башнями строили вдоль торговых путей на расстоянии 35 – 40 километров, которое путник мог преодолеть за один день до наступления ночи. Такой путь составлял около 7 – 8 часов. Но в зависимости от важности дороги расстояние между караван-сараями могло меняться — на главных путях они располагались более часто, на второстепенных дорогах — реже.
В путешествии все равны
Строительство караван-сараев вдоль крупных торговых путей осуществлялось государственной властью. Кроме придорожных гостиниц были караван-сараи при въезде в города и внутри городских стен. Внешне караван-сараи действительно были похожи на дворцы, но внутренний интерьер был скромным. Хотя для знатных путешественников (султанов, визирей) строили богатые султан-ханы, но их было немного.
Чаще караван-сараи были одноэтажными. Двухэтажные, как правило, располагались в черте города за крепостными стенами. Караван-сараи XII – XIV вв., построенные на дорогах вне городских стен, сооружались как оборонительные крепости. С внешней стороны они имели один вход, закрывающийся мощными деревянными воротами, обитыми коваными железными листами.
Известный османский писатель и путешественник XVII века Эвлие Челеби в своих мемуарах «Сейахатнаме» («Книга путешествий») писал о караван-сарае следующее:
«Прибывающий караван должен войти в караван-сарай до вечернего чтения Эзана (мусульманский призыв на молитву. — Авт.), то есть пока не стемнело. В виде исключения караван могли принять и позднее, если в его составе был проводник, которого здесь знали. До утреннего чтения Эзана караваны не должны покидать территорию. До того, как караваны покинут здание, появляется глашатай, который сообщает, есть ли у кого‑либо из постояльцев что‑то недостающее или утерянное, и, если такое имеется, двери караван-сарая не будут открыты до тех пор, пока не возмещен убыток или не найдена потеря. Здесь можно было увидеть постояльцев всех народностей. Часть караван-сараев могли не брать с постояльцев никакой платы от трех до семи дней, а в некоторых плату брали всегда».
Кроме гостевых комнат в караван-сарае были верблюжьи конюшни. Во дворе обустраивалась инфраструктура для разгрузки и погрузки товаров. В некоторых караван-сараях (в основном в городских) выделялись особые помещения для заключения сделок, в других был свой знахарь, который выполнял функции дантиста, хирурга и травматолога. Кроме того, там работали ремесленники: кузнецы, портные, мастера по ремонту мешков и плетению корзин.
Конечно, караван-сарай играл важную роль своеобразного клуба, источника и обмена информацией, тем более что часто с караванами купцов пускались в странствие дипломаты, паломники, путешественники.
Дворец на цепочке
В XX – XXI веках многие древние караван-сараи превратились в музеи и аутентичные отели. Например, вдоль древнего торгового пути между Реем и Кумом расположен один из крупнейших и старейших персидских караван-сараев Дейр-э-Гачин, который называют «матерью всех иранских караван-сараев». Современные специалисты предполагают, что он был построен в начале III века н. э. и обновлен в середине VI века. Сегодня он находится в центре национального парка «Кевир» на западном краю Деште-Кевир (Большой соляной пустыни) и зарегистрирован как национальное достояние Ирана.
Это величественное сооружение представляет собой каменное здание с украшенными изогнутыми арками, внутренним двором и прочной оборонительной стеной. А его название Дейр-э-Гачин связано с тем, что у него был купол из гипса (на фарси «гач»), который словно маяк указывал дорогу путникам. Сегодня этот караван-сарай превратился в музей под открытым небом. Он привлекает множество туристов, желающих узнать его историю и насладиться его величественной архитектурой, рассмотреть обнаруженные в окрестностях археологические находки. Кроме того, местные экскурсоводы рассказывают увлекательные истории о караванных путешествиях и торговле, оживляя прошлое этого удивительного места. Например, о том, что этот караван-сарай связан с иранской мифологией: именно здесь змей убил Бахмана, легендарного иранского правителя, который упоминается в «Шахнаме» Фирдоуси.
Гостиниц, переделанных из бывших караван-сараев, в Иране немало. В отеле, в котором ночевала я, акцент сделан на максимальную аутентичность. Несмотря на количество гостей, двери комнат закрываются на атмосферную цепочку с символическим замочком (почти так же, как это было во времена караванов), а точнее, на честное слово. С эстетической точки зрения я подобную стилизацию оценила, однако ценные вещи в номере оставлять не стала.
ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
Благовещенск считается одним из лучших в России центров динозавроведения
На железнодорожных вокзалах Стамбула Сиркеджи и Хайдарпаша проводится масштабная реконструкция
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Караван-сарай на новый лад».
Комментарии