В сентябре деловая активность в промышленности еврозоны рекордно ослабла с начала года
Как отмечают специалисты, рецессия в регионе продолжается уже больше двух лет и в ближайшее время ситуация может стать только хуже.
ФОТО Рixabay
Такой вывод можно сделать из опубликованного недавно исследования американского агентства S&P Global и Гамбургского коммерческого банка. По данным опроса компаний, в начале осени индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе еврозоны опустился с 45,8 до 44,8 пункта. В последний раз такое низкое значение можно было наблюдать еще в декабре прошлого года. Более того, показатель уже больше двух лет непрерывно остается ниже критической отметки 50 пунктов. Такое положение дел традиционно свидетельствует о развитии негативных тенденций в отрасли.
«У обрабатывающей промышленности дела из месяца в месяц все хуже. Рецессия тянется уже 27 месяцев и в сентябре лишь усугубилась. Резкий спад числа новых заказов и все более печальные перспективы компаний относительно будущих объемов производства говорят о том, что черная полоса кончится еще не скоро», — признал главный экономист банка Сайрус де ла Рубиа. По его словам, рост занятости в обрабатывающих производствах замедляется четвертый месяц подряд, а компании стали сокращать рабочие места самыми быстрыми темпами за последние четыре года. При этом в ближайшее время показатели рынка труда будут только ухудшаться, считает специалист. «Еврозона движется к стагнации… Не нужно обладать большой фантазией, чтобы понять: экономика будет и дальше слабеть», — добавил де ла Рубиа.
По данным Международного валютного фонда, в минувшем году рост экономики еврозоны замедлился почти в девять раз по сравнению с 2022‑м и составил всего 0,4 %, а в ряде стран региона вовсе был зафиксирован спад. Речь идет о Германии, Латвии и Литве (по -0,3 %), об Австрии (-0,7 %), о Финляндии (-1 %), Люксембурге (-1,1 %), об Эстонии (-3 %) и Ирландии (-3,2 %). Более того, согласно материалам Евростата, в первой половине нынешнего года ВВП еврозоны также показал околонулевой рост.
Как ранее заявил бывший руководитель Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги, на сегодняшний день компании в ЕС столкнулись с возросшей конкуренцией из‑за рубежа, ограничением доступа к иностранным рынкам и потерей ключевого поставщика энергии в лице России. Наряду с этим Европа начала все больше отставать в технологическом плане от США и Китая, а объем трудовых ресурсов в регионе впервые стал сокращаться, что в перспективе может грозить полной остановкой экономического роста, не исключил экс-глава ЕЦБ. «Если Европе не удастся повысить свою производительность труда, мы будем поставлены перед выбором. Мы не сможем стать одновременно лидером в области новых технологий, образцом в сфере климатической ответственности и независимым игроком на мировой арене. Мы не сможем финансировать нашу социальную модель. Нам придется отказаться от некоторых, если не всех, наших устремлений. Это вызов самому нашему существованию», — написал Драги в своем докладе для Еврокомиссии о перспективах конкурентоспособности ЕС.
«Промышленность еврозоны, особенно Германии, переживает нелегкие времена, — считает финансовый аналитик Наталия Мильчакова. — Главы таких флагманов немецкого автопрома, как Volkswagen и Mercedes-Benz Group, заявили о стремительном падении конкурентоспособности своей продукции из‑за невозможности снижать цены и повышенной активности конкурентов из Китая и США, особенно в сегменте электрокаров. Еврокомиссия уже даже ввела пошлины на китайские электромобили, но это вряд ли поможет улучшить ситуацию, ведь проблемы европейского автопрома связаны еще и с резким подорожанием энергии». По словам эксперта, решение ЕС сократить импорт трубопроводного газа из России привело к значительному повышению стоимости электроэнергии. Это в свою очередь вызвало рост издержек в автопроме, а также в металлургии, производстве минеральных удобрений, химической промышленности и ряде других отраслей.
В результате многие энергоемкие предприятия начали выводить свои производства из Европы в другие страны, где сырье обходится дешевле, полагает экономический аналитик Олег Калманович. «Серьезный скачок цен на газ фактически сделал часть европейских производств неконкурентоспособными. Высокие цены на энергию и налоги съедают значительную долю той прибыли, что остается у компаний. Как следствие, оформилась миграция производителей из ЕС в США, где переехавшим компаниям дают государственные субсидии на развитие, а стоимость энергоресурсов значительно ниже, чем в Евросоюзе», — отмечает эксперт. Согласно исследованию Марио Драги, сегодня электроэнергия в Евросоюзе стоит примерно вдвое-втрое дороже, чем в Соединенных Штатах, а цены на газ в четыре-пять раз превышают американский уровень.
После того как поставки российского сырья в ЕС упали, страны региона столкнулись с нехваткой энергоресурсов и необходимостью закупать их на менее выгодных условиях. При этом уже в следующем году ситуация может стать еще хуже, не исключает Калманович. «С 1 января 2025 года Украина прекратит транзит российского газа в Евросоюз, и в преддверии этого срока европейцы пытаются наполнить свои газохранилища впрок. Однако рано или поздно, а скорее всего, уже следующей весной Европе придется играть по правилам торговли, которые им навяжут США и страны арабского мира», — заключает аналитик.
Читайте также:
Ответная мера. Россия может ограничить экспорт стратегического сырья на Запад
Запад грозит Грузии санкциями: Евросоюз готов разорвать безвизовый режим с Тбилиси
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7760) от 01.10.2024 под заголовком «Слабость не проходит».
Комментарии