В Рязанской области есть город, название которого напрямую связано с «трясинной» темой, — Ряжск

Модно говорить, что Петербург построен на болоте. Но не он один.

В Рязанской области есть город, название которого напрямую связано с «трясинной» темой, — Ряжск | Уездный уют старинных двухэтажных домов сохраняется на Советской площади./ФОТО автора

Уездный уют старинных двухэтажных домов сохраняется на Советской площади./ФОТО автора

Если взглянуть на карту местности, где соединяются Рязанская, Тамбовская и Липецкая области, можно найти топонимический «куст» из нескольких похожих рек — Становой Рясы, а еще Московской Рясы, Ягодной, Раковой и Гущиной. Гидроним этот как раз и связан со словом «ряса» — разумеется, речь вовсе не об облачении священников, а о болотной топи. Наверняка вы сразу же вспомнили ряску. Так вот и Ряжск оттуда родом: изначально он был Рясском.

Что интересно: со временем «болотная» этимология перестала устраивать жителей. Постепенно город превратился в Ряжск, а на гербе, принятом в 1779 году, стали изображать… ряж, то есть гидротехническое сооружение в виде деревянного сруба, заполненного булыжником. Такие ряжи служили основанием для мостов. Этому, говорят, способствовала память о том, что Ряжск на реке Хупте прежде выполнял оборонительную роль на южных рубежах Русского государства.

Сейчас река радует глаз своими пейзажами и, как бы с отсылкой к прошлому, ряской у берегов. Основной вид на нее открывается с автомобильного моста, переброшенного на старой дороге в сторону тамбовского Мичуринска. Подойти поближе можно с небольших улочек, а желающие могут даже позагорать на пляже возле Ряжского районного суда. Ну так, по‑сельски позагорать: песочек есть — и на том спасибо.

Со второй половины XIX века город становится железнодорожным узлом. Здесь пересеклись линии на Рязань, Тулу, Пензу и Мичуринск (в прошлом — Козлов). На станции был выстроен огромный вокзал — такому могут позавидовать иные областные центры. За полтора века существования станция Ряжск-1 сохранила заметный поток: только в Москву отсюда можно уехать аж на семи поездах в день, а электричек в сутки около десятка (в основном в Рязань, но есть и маршрут до подмосковного Ожерелья).

Несмотря на то что Ряжск — город с историей в полтысячи лет, найти здесь дореволюционные дома можно с большим трудом. Вокзал и расположенная рядом водонапорная башня самые очевидные из них. Но посетить непременно стоит и Советскую площадь. Несмотря на название, она самая старинная в городе. Площадь имеет квадратную форму и по периметру застроена каменными двухэтажками. Увы, почти все они не выглядят ухоженными, но уездный уют чувствуется только здесь. Неслучайно в одном из таких домиков разместился Пенсионный фонд вместе с районной газетой «Ряжские вести», в другом — детская библиотека. А за углом — отделение полиции.

Может сложиться впечатление, что в Ряжске прячут от туристов потенциально интересные места. Скажем, благоустроенный сквер в центре Советской площади скрыт современными торговыми зданиями. А узнать историю появления площади можно и вовсе в другом месте — на соседней улице, где установлены два крупных щита с краеведческой информацией. Один из них сообщает, что преж­де в центре Советской была Троицкая церковь. Однокупольное здание в стиле классицизм с трехъярусной колокольней построили в середине XIX века, многие годы оно радовало глаз ряжцев. Храм попадается и на многих дореволюционных снимках города — занятно, что на них часто попадала грязь улиц, но церковь всегда выглядела аккуратно. После того как в 1930‑х годах здание сломали, его место отвели под памятник вождю мирового пролетариата. Сейчас на фундаментах стоит знак «Я люб­лю Ряжск».

Во второй половине советского времени Ряжск стал центром, где многие военные летчики впервые сели за штурвал. Здесь в 1970 году был создан учебно-авиационный полк. У летной истории Ряжс­ка есть и предыстория — здесь, а также на рязанском аэродроме «Дягилево», в 1940 году началось формирование 1‑й Высшей школы штурманов военно-воздушных сил Красной армии. Во время огневых сороковых в Ряжске размещалась резервная авиагруппа из 40 самолетов. Но все это уже прошлое. Сейчас никаких полетов уже нет: авиаполк был расформирован в 1998 году, а взлетно-посадочная бетонка заросла. Зато в память о летном прошлом шесть лет назад в городе появился памятник: при въезде в Ряжск со стороны автодороги «Каспий» был установлен на постамент самолет Л-39 «Альбатрос». Именно на таком учились полетам авиаторы Ряжского гарнизона.


#Ряжск #история #местность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7545) от 15.11.2023 под заголовком ««Альбатрос» среди болот».


Комментарии