В России расширяется практика использования временных услуг
Применение труда «временщиков» в большинстве случаев оказывается выгодным и удобным как самим специалистам, так и нанимающим их работодателям. Однако представители профсоюзов и контролирующих рынок труда организаций предупреждают: в случае временной работы интересы трудящегося тоже должны быть защищены.
Поиск работы с помощью сетевых ресурсов уже стал нормой: многие соискатели используют их и для того, чтобы найти занятость на время. / Фото Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС
Агрегаторы труда
Цифровые платформы временной занятости сейчас даже в России не в диковинку: YouDo, Profi. ru, «Авито Подработка» и ряд других постоянно расширяются, привлекая к сотрудничеству все новых специалистов. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, к 2030 году такой формат обеспечит занятость до 15 млн россиян. Вместе с тем до сих пор не совсем ясно, как оценивать это явление. И, соответственно, выработать устраивающие всех правила игры.
В число пользователей сервисов так называемой платформенной занятости входит множество специалистов самых разных профессий. Грузчики и уборщики. Сантехники и установщики мебели. Диспетчеры и бухгалтеры. Да и много еще тех, кто готов оказывать услуги, востребованные заказчиками-потребителями.
Принцип действия платформенной занятости прост и во многом схож с практикой агрегаторов такси. Фактически это та же интернет-площадка, на которой встречаются спрос и предложение. К примеру, вы специалист по сантехнике, но график труда по основной работе позволяет вам подрабатывать. Регистрируетесь на выбранном интернет-сайте, описываете спектр оказываемых услуг, расценки за выполняемые работы. И ждете, когда клиент вас выберет. Если заказ подтверждается — едете и делаете работу, получая за это заранее оговоренную сумму. И, соответственно, «отстегиваете» виртуальному посреднику малую толику. Если все хорошо и вас ценят — рейтинг и вероятность получения заказа растут. Как и суммы, которые можно заработать.
Больше свободы
Такой вариант занятости становится все более популярным, поскольку не предполагает привязки к какому‑то определенному работодателю. Ведь в данном случае человек, по сути, сам выступает таковым.
Как считает декан факультета Российского государственного гуманитарного университета Алан Абаев, «в последние два года наблюдается бум на использование таких онлайн-сервисов, поэтому к 2023 году платформенная занятость может очень сильно изменить экономику». По мнению эксперта, особенно интересна она поколению Z (тем, кто родился в начале XXI века до 2012 года): для многих его представителей из подработки она уже превратилась в основную деятельность, так как оставляет большую степень свободы. Ведь в этом случае специалист сам решает, когда, сколько и за какие деньги он будет трудиться.
«Плюсы работы на «платформе» — возможность в любой момент изменить свою профессиональную траекторию, совмещать работу с личной жизнью и делать то, что тебе действительно нравится», — полагает Абаев.
Растет за счет фрилансеров
По оценкам эксперта Михаила Болдырева, потенциал у платформенной занятости огромный. «В России сейчас около 14 млн фрилансеров и еще примерно 4,5 млн человек, работающих на «платформе», — говорит он.
Поскольку спрос на временный персонал есть, в России появились и соответствующие ресурсы, действующие по принципу широко распространенного теперь шеринга. Только на рынке труда в качестве совместно используемого ресурса выступает человеческий труд: обратившись в такую компанию, можно нанять временного сотрудника даже на несколько часов в день. К примеру, для того чтобы убрать снег. Вывезти мусор. Или «разгрести» архив, который никто не трогал годами. И это не только ресурсы, которые обслуживают интересы индивидуального работодателя.
Так, одна из платформ по подбору временного персонала предоставляет бизнесу возможность найти работников торгового зала, помощников кассиров, сборщиков заказов, курьеров, промоутеров на срок от четырех часов. Система самостоятельно подбирает сотрудника на основе требований заказчика и местоположения исполнителя, берет на себя проверку документов и квалификации персонала. Платформа пользуется спросом: с этим сервисом уже сотрудничают более 50 заказчиков и около 100 тыс. исполнителей из 27 городов России.
Статистика подтверждает: интерес к направлению, на котором активно задействуют и самозанятых, растет. К примеру, в прошлом году количество предложений по этой тематике увеличилось в Петербурге по сравнению с 2020‑м на 271 %. И если за весь позапрошлый год было размещено около 6,5 тыс. объявлений о занятости на время (в том числе на несколько часов), то по состоянию на конец ноября 2021‑го их было уже более 24 тысяч.
Со стороны кандидатов интерес к такой форме труда тоже есть. Студенты и пенсионеры, к примеру, зачастую не могут работать полную смену, а временная занятость им вполне подходит. То же самое касается женщин, находящихся в декретном отпуске. Да и всех остальных, кто ищет подработку в дополнение к основной работе.
Статус имеет значение
Однако для соискателей, готовых трудиться на временной основе с использованием ресурса платформенной занятости, есть и целый ряд подводных камней.
«При работе с агрегаторами профессиональных услуг мы сталкиваемся с проблемой статуса работника», — признает Алан Абаев. Ведь, по законодательству, у нас он может быть наемным и самозанятым. А вот статус временного, как и во многих странах мира, до сих пор нормативно до конца не урегулирован.
«Устраиваясь на временную работу, в первую очередь следует обращать внимание на то, какой договор вам предлагают заключить. И предлагают ли его вообще, — предупреждает о главном минусе этого формата юрист Сергей Семенов.— Ведь от того, трудовой он будет или гражданско-правовой, зависит очень многое».
Разница действительно весьма существенна. Если человек, пусть и временно, устроен по срочному трудовому договору, в целом он пользуется всеми правами, предусмотренными Трудовым кодексом РФ. А вот если заключил гражданско-правовой (договор подряда, оказания услуг и пр.) — не приобретает статуса работника и соответствующих ему прав не имеет. А значит, больничный и отпуск ему не положены, есть проблемы с социальным страхованием и т. д. Не говоря уже про случай, когда закрепленной на бумаге договоренности нет вообще.
Это во многом напоминает ситуацию с водителями такси, работающими с агрегаторами «Яндекс» или Uber. Ведь если в традиционном таксопарке за ними стоит «надстройка» в виде администрации, бухгалтерии, технической службы и пр., то «агрегаторные» водители — сами по себе. И каков их статус как работника, они решают сами.
Вместе с тем как соискатели, так и представители работодателей убеждены, что платформенная занятость будет расти. А это означает, что рано или поздно все равно придется выработать правила, по которым она действует.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7095) от 25.01.2022 под заголовком «Занятость вышла на платформу».





Комментарии