В России появится государственная программа доставки грузов в отдаленные районы Арктики

Государственная программа северного завоза, то есть доставки морским путем жизненно важных грузов в отдаленные районы Арктики, обретет скоро единого морского оператора. Соглашение об этом на Петербургском международном экономическом форуме подписали гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков и губернатор Чукотки Владислав Кузнецов.

В России появится государственная программа доставки грузов в отдаленные районы Арктики  | ФОТО Hao Zhang on Unsplash

ФОТО Hao Zhang on Unsplash

Оператор северного завоза будет вести по льготным тарифам регулярные каботажные (между морскими портами) перевозки грузов, в которых остро нуждаются арк­тические регионы. Главная его задача — отработать и запустить механизм бесперебойной, надежной и экономически эффективной, то есть не слишком дорогой, доставки таких грузов по назначению. Их перечень (продукты питания, топливо, лекарства и др.) правительство РФ утвердило в конце прошлого года. А федеральный координатор этого проекта, Минвостокразвития, на основании предложений оператора составит маршрут таких перевозок и график рейсов транспортных судов.

Речь идет пока, правда, о пилотном проекте, поскольку это задача непростая. А расположится единый оператор на Чукотке — в самом отдаленном арктическом регионе страны, оторванном от большой земли, который больше всех зависит от сжатых сроков навигации. Это еще и очень сложный (с точки зрения логистики и погодных условий) для перевозок по Севморпути регион, отметил глава госкорпорации «Росатом», отвечающей за ледокольные проводки.

Обеспечение Чукотки грузами, по его словам, требует нетривиальных подходов. А когда эту задачу удастся решить, с учетом сложной логистики и в непростых ледовых условиях, полученный опыт получит распространение. Им воспользуются остальные арктические регионы, где существуют города и поселки, куда доставлять грузы можно только на протяжении нескольких недель в году.

Ожидается, что пилотный проект будет отработан на Чукотке до конца следующего года. После чего, настроив систему, единый морской оператор станет действовать в нужном режиме, обеспечивая бесперебойное снабжение арктических регионов грузами.

Для жителей Чукотки подписание такого соглашения — значимый шаг к улучшению системы доставки социально важных и промышленно-строительных грузов, отметил Владислав Кузнецов. Партнеры предоставят северянам нужное им количество судов, требующихся для перевозки таких грузов, и доведут до ума логистику — от выхода судов в путь с нужным грузом на борту до выгрузки его на краю земли, на Чукотке. А у руководителей этого автономного округа появится горизонт планирования не менее чем на три года.

При этом в соглашении прописано, что стоимость фрахта будет ежегодно корректироваться только на размер инфляции. Другими словами, наладив продуманную схему грузового «конвейера», участники проекта стабилизируют стоимость грузоперевозок, пояснил губернатор.

На сегодняшний день северный завоз осуществляется в 25 регионах страны, а его годовой объем превышает 3 млн тонн грузов. Благодаря ему жизненно важные товары получают 2 – 3 млн человек, проживающих в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях. Хотя из 1,8 тыс. населенных пунктов, на которые распространяется северный завоз (имеются в виду Арктика и Дальний Восток), две трети не имеют круглогодичных дорог и оторваны от федеральных трасс. Кроме того, есть районы, где «окошко» для доставки груза составляет менее двух месяцев в году. И основные его объемы приходится завозить водными путями, по морям и рекам, учитывая ледовую обстановку и проходимость рек. Поэтому полный цикл закупки и доставки товаров на севера может достигать в отдельных случаях полутора лет и более.

Вот почему потребовался единый подход к планированию и управлению северным завозом, отмечают специалисты. Выработав его, удастся повысить надежность и эффективность таких поставок, а также сократить их сроки. Создание централизованной системы управления этим процессом (равно как и трехлетний цикл планирования и информатизация всех этапов работ) предусматривает федеральный закон о северном завозе, вступивший в силу минувшей весной.

Считается, что такие шаги, включая создание федеральной государственной информационной системы завоза, сделают процесс поставок товаров на Север прозрачным и конкурентным. Они позволят также сократить сроки доставки товаров в среднем на 25 % и снизить для северян-потребителей их стоимость примерно до 20 %.

МЕЖДУ ТЕМ 

Для доставки топлива в рамках северного завоза на территории Иркутской области и Якутии планируется построить в Приангарье крупный портово-логистический центр со складским комплексом. Соглашение об этом иркутяне подписали с одной из крупных транспортных компаний России на ПМЭФ-2024. Такой центр, как ожидается, появится в городе Усть-Куте (около 500 км от Иркутска), где находится крупнейший речной порт на реке Лене.


#Арктика #доставка грузов #северный завоз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком ««Конвейер» на краю земли».


Комментарии