2Vtzqv4Hz9U

В России появилось сразу несколько новых железнодорожных круизов

Уже 19 марта все желающие смогут отправиться по новому железнодорожному туристическому маршруту выходного дня Москва – Великий Новгород – Углич – Москва, поездки по которому станут осуществляться вплоть до 18 апреля. И этот тур нынче будет далеко не единственным, поскольку направление окажется по-настоящему востребованным.

 В России появилось сразу несколько новых железнодорожных круизов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Говоря об этом во время открытия онлайн-выставки «Знай наше: лето-2021», начальник управления Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова сделала акцент на том, что «чартерные круизные программы на базе железнодорожных перевозок станут в сезоне одной из принципиальных новинок». «Они, безусловно, обладают большим потенциалом, – считает Лысенкова. – И уже показали, что на такой туристический продукт есть высокий спрос».

Стоит напомнить: в советские времена железнодорожный вид туризма был одним из хитов спроса. Дешево, эстетично и практично – поезд служил и средством транспорта, и местом проживания, и даже площадкой для развлечения путешественников. Туристические поезда курсировали повсюду – вплоть до дальних советских республик. А уж съездить на пару-тройку дней в Москву, Калининград или Таллин для жителя Ленинграда было совсем обычным делом.

Да и в современной России регулярные туры по железной дороге до пандемии все же были: туристические поезда «Золотой орел», «Императорская Россия» и «Царское золото», ориентированные на зарубежную публику, множество раз за год пересекали страну с запада на восток. И доезжали даже до Пекина. Однако тур в роскошном поезде со всеми мыслимыми удобствами и ценой от пяти до семидесяти тысяч долларов даже многим иностранцам был не по карману. Что уж говорить про россиян, для которых 20 тыс. рублей – уже серьезные расходы. Кстати, в отсутствие гостей из-за кордона тот же «Золотой орел» в этом сезоне переориентировался на соотечественников. Правда, недельный круиз «Южное кольцо» по маршруту Москва – Сочи – Кисловодск – Грозный – Аргун – Шали – Дербент – Астрахань – Москва тянет как минимум на 265,5 тыс. рублей... Поэтому инициатива работает как раз в том направлении, чтобы сделать турпоездку по железной дороге и доступной по цене, и комфортной.

Дело поставлено на другие рельсы, и поэтому к обслуживанию пассажиров чаще всего привлекают специально подготовленные составы. Так, уже упомянутый круговой тур из Москвы через Великий Новгород и Углич состоится с использованием комфортабельных вагонов туристического поезда «Сочи», интерьер которых выполнен с элементами стилистики 1970 – 1980-х годов. Однако они только внешне их напоминают: начинка вагонов предполагает наличие кондиционеров, розеток и USB-разъемов для зарядки мобильных устройств, а также биотуалетов, работающих даже во время движения по санитарным зонам. А вот цена остается приемлемой.

В направлении развития железнодорожных туров движутся и власти Вологодской области, которые совместно с ОАО «РЖД» и крупнейшими российскими туроператорами намерены организовать круглогодичные специализированные туристические поезда выходного дня из Москвы и Петербурга в Великий Устюг, вотчину Деда Мороза. По словам главы региона Олега Кувшинникова, «возможно, поезда будут запущены уже этой весной». «Прорабатывается и вероятность запуска маршрута с посещением как Великого Устюга, так и Вологды», – сообщил он. Идея проста: вечером в пятницу турист садится на поезд в Петербурге, а в понедельник утром должен вернуться домой. При этом Кувшинников, говоря о задаче к 2025 году увеличить количество туристов в Великом Устюге вдвое, до 600 тыс. человек в год, уверен: «Без железной дороги решить ее невозможно, потому что 50% туристов прибывают на поездах».

Понимают, откуда дует ветер, и в других регионах. Так, Артур Абдрашитов, руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области, рассказал об успешной реализации проекта «Жигулевский экспресс» – ретрожелезнодорожных турах по региону. «Когда в прошлом году мы поняли, что прежние традиционные для области туристические «магниты» не работают, предложили рынку новые варианты туров, – рассказал он. – Оказалось, что железнодорожные туры по Самарской области пользуются большой популярностью». В связи с чем кроме прошлогодних направлений в 2021 году такие поезда будут отправлены по самым разным новым направлениям (в том числе в Тольятти, Бузулукский бор, Сызрань и т. д.), а с мая 2021-го начнут курсировать по региону еженедельно.

Специалисты согласны: тема вполне актуальная. В частности, руководитель комиссии Российского союза туриндустрии по железнодорожным перевозкам Сусанна Старцева полагает, что «Россия с ее бесчисленными живописными ландшафтами и огромным историческим наследием должна стать лидером железнодорожного туризма в мире». Специалист уверена: этот вид отдыха вполне может быть и интересным, и доступным для ее жителей. Однако тут же говорит, что «переговоры между железнодорожниками и турбизнесом о создании таких турпродуктов ведутся давно, но результатов пока мало». Хотя кризис, конечно, переговорный процесс ускорил. И в этом сезоне железнодорожные чартеры редкостью уже не будут.

Достижения действительно есть. Кроме уже упомянутых пилотные железнодорожные круизы запущены по маршруту из Москвы в Нижний Новгород и Казань, состоялись приуроченные к Новому году туры «Величие Севера» по кольцевому маршруту Москва – Рускеала – Архангельск – Великий Устюг – Москва, а также некоторые другие с выходом из Петербурга. Однако, по мнению экспертов, хорошо забытое прошлое еще только предстоит восстановить, так как фактически заново нужно

создавать систему межведомственного взаимодействия органов власти и бизнеса, а также выработать понятные и открытые правила сотрудничества туроператоров и железнодорожных перевозчиков.

#Россия #путешествия #железная дорога

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (6883) от 17.03.2021 под заголовком «Туры поставят на рельсы».


Комментарии