В полку БРИКС прибыло. Международная организация переживает второе рождение

О том, что это государство Юго-Восточной Азии подало РФ заявку на вступление в БРИКС, сообщил на прошлой неделе малайзийский премьер-министр Анвар Ибрагим.

В полку БРИКС прибыло. Международная организация переживает второе рождение | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Малайзия направила России, которая выступает председателем БРИКС, заявку на присоединение к организации, выразив готовность к участию в качестве страны-члена или стратегического партнера», — цитирует ТАСС его заявление агентству BERNAMA. Ранее на своей странице в соцсети после встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым Ибрагим заявил, что членство страны в БРИКС перспективно. «Российский министр иностранных дел нанес мне визит вежливости во дворце. Наша дискуссия была сосредоточена преимущественно на недавней заявке Малайзии на вступление в БРИКС, в которой сейчас председательствует Россия. Это потенциальное членство имеет серьезные перспективы для обеих стран и подчеркивает нашу приверженность содействию активному международному сотрудничеству», — заявил малайзийский премьер. По его словам, он также обсудил с Лавровым перспективы наращивания двусторонней кооперации, «особенно заострив внимание на укреп­лении связей в таких ключевых областях», как инвестиции и торговля, наука и технологии, сельское хозяйство, оборона и вооруженные силы, образование, туризм и культура.

В свою очередь Сергей Лавров выразил поддержку стремлению страны вступить в БРИКС. «Малайзия выразила заинтересованность в укреплении контактов с БРИКС. Активно это поддерживаем. В качестве председателей будем способствовать ее продвижению», — заявил глава МИД РФ. По его словам, позиция России «исходит из необходимости» создавать переговорные площадки и договариваться на основе баланса интересов. «В нас видят балансирующий и стабилизирующий фактор с точки зрения противодействия слишком нахрапистым действиям внерегиональных держав во главе с США, продвигающих сюда свою военную инфраструктуру, включая стратегические вооружения. Они привносят в милитаризацию Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона элементы ядерного сдерживания, в частности, в рамках проекта AUKUS (США, Британия, Австралия), где будут поставляться атомные подводные лодки с технологиями, которые должны стоять под конт­ролем МАГАТЭ», — сказал Лавров. В то же время Соединенные Штаты стараются обострить ситуацию не только вокруг Корейского полуострова, но и вокруг Тайваньского пролива, в Южно-Китайском море, констатировал глава российского внешнеполитического ведомства.

Напомним, 1 января 2024 года объединение БРИКС расширилось за счет присоединения пяти новых членов — Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Эфиопии. Еще 24 страны стоят в очереди на вступ­ление в организацию, сообщила недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Они понимают, что в этом объединении им будет комфортно и им будет выгодно», — сказала глава Совфеда в эфире телеканала «Россия 24». Позднее Владимир Путин заявил, что БРИКС открыта для укрепления «взаимодействия со всеми странами, выражающими интерес к деятельности» объединения.

Ряд других стран также проявляют интерес к работе с этим объединением. Так, в июне глава МИД Турции Хакан Фидан встретился в Нижнем Новгороде с министрами иностранных дел государств БРИКС, которые приехали туда в преддверии саммита объединения. Интерес Анкары к деятельности БРИКС приветствовал президент РФ Владимир Путин.

«Безусловно, будем всячески поддерживать это стремление и желание быть вместе со странами этого объединения, быть поближе, решать общие задачи. Тем более что ситуация требует, как мне кажется, более тщательного и плотного взаимодействия, особенно для стран региона, к которому мы относимся, для того чтобы действовать эффективно по всем направлениям и с точки зрения обеспечения безопасности, и с точки зрения экономического взаимодействия, корректировки наших действий на международной арене», — заявил российский лидер. В июле глава МИД Того Робер Дюссе объявил, что его страна заинтересована в работе Нового банка развития БРИКС. По его словам, это объединение может сыграть решающую роль в создании многополярного международного порядка.

По мнению экспертов, такое внимание к объединению связано с тем, что это платформа для многостороннего сотрудничества, которая не зависит от политических, идеологических или каких‑либо конъюнк­турных соображений. Так считает, в частности, политолог Александр Асафов. «БРИКС — это есть равноправное сотрудничество и парт­нерство даже между странами, у которых могут быть определенные проблемы во взаимоотношениях. Но вот в таких форматах они общаться могут, причем с уважением к позиции другого. Это как минимум двусторонняя выгода, а не односторонняя, как в иных схожих с БРИКС объединениях и союзах. Поэтому интерес такой высокий к данному международному объединению, и мы видим большой список желающих присоединиться», — полагает эксперт. По словам Асафова, у сотрудничества в рамках БРИКС «большое будущее». «Уже сейчас между членами объединения имеет место увеличение товарооборота, активная торговля в национальных валютах и движение к внутренним платежным инструментам, которые не попадают под влияние западных бирж и западных эмиссионных центров. Поэтому для многих государств это очень привлекательное объединение, особенно в сфере экономики, энергоресурсов и безопасности. Количество стран, состоящих в БРИКС, будет увеличиваться», — уверен эксперт.

Профессор Финансового университета Иван Петров отмечает: «БРИКС крайне интересна для целого ряда государств, поскольку объединяет наиболее значимые страны мира с точки зрения экономики и независимости политики, которую они ведут». «Самыми яркими из них являются Россия и Китай. Эти страны обладают значительным потенциалом на рынке сбыта и производства продукции, в том числе энергетических ресурсов. И государства, которые высказываются о вступлении в БРИКС, таким образом повышают свой авторитет на международной арене. Потенциально вступить в БРИКС могут страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии», — полагает политолог. Он также поясняет, что к БРИКС «тянется множество государств», поскольку это объединение позволяет максимально учитывать интересы каждой страны, входящей в данный экономический блок. «Сотрудничество БРИКС с Малайзией, Турцией, Того и другими странами может быть направлено на создание транспортных коридоров, логистических цепей по разным видам товаров, как энергетических, так и продовольственных», — заключает аналитик.

Заслуживает внимания также точка зрения исполнительного директора национального комитета по исследованию БРИКС Георгия Толорая. «В 2023 году БРИКС приказал долго жить. Тот БРИКС перестал существовать, как только на саммите, состоявшемся в прошлом году в ­Йоханнесбурге, было принято решение о расширении объединения, о присоединении к нему Ирана, Эфиопии, Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии», — считает специалист. «Ныне БРИКС переживает второе рождение, трансформацию, видоизменяется на наших глазах в нечто иное… Во что? В переговорную платформу незападного мира, мирового большинства, как сейчас принято говорить», — отмечает собеседник агентства РИА. При этом сегодня, добавляет политолог, самое важное понять, как система «старого» БРИКС во главе с его ядром — Россией, Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР — «переварит» теперь новые страны, насколько они смогут вписаться в процедуры и в процессы, происходящие в объединении. «Пока вроде бы все идет успешно, хотя прошло всего полгода. Начавшийся процесс расширения БРИКС займет в итоге, думаю, лет 10 – 15», — заключает Толорая.

Читайте также: 

Страны БРИКС планируют создать общую геологическую платформу

О чем говорили на Петербургском международном юридическом форуме

#БРИКС #сотрудничество #Малайзия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7718) от 02.08.2024 под заголовком «В полку БРИКС прибыло».


Комментарии