В Петербурге простятся с последним министром путей сообщения РФ Вадимом Морозовым
Сегодня на Новодевичьем кладбище в Петербурге пройдет прощание с последним министром путей сообщения РФ, бывшим первым вице-президентом ОАО «РЖД», доктором технических наук Вадимом Николаевичем Морозовым.
ФОТО из семейного архива
Родился Вадим Николаевич 24 июня 1954 года в городе Волхове Ленинградской области. После окончания школы начал работать слесарем контрольно-измерительных приборов локомотивного депо Волховстрой Октябрьской железной дороги. Старшие товарищи, видя, с каким азартом трудится молодой человек, посоветовали ему идти учиться в вуз. В 1972 году юноша поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта. Студенческая жизнь того времени проходила, как у всех студентов, интересно и весело, вспоминают однокурсники Вадима. Получив диплом по специальности «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог», он был направлен (уже вместе с молодой супругой Ириной) на станцию Ленинград-Сортировочный-Московский. Первая должность — дежурный по горке, затем маневровый диспетчер, заместитель начальника станции. А потом стал ее начальником — самой (в то время) на сети дорог крупной.
Пройдя каждую ступень старейшей магистрали без чьей-либо страховки, молодой специалист (тогда ему был 41 год) был назначен начальником Октябрьской железной дороги. В его биографии были Юго-Восточная и Московская железные дороги. Посты заместителя министра путей сообщения и министра.
Именно Морозов закрыл последнюю страницу старейшего Министерства путей сообщения РФ.
В 2005 году президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин из большого списка претендентов первым своим заместителем выбрал Вадима Николаевича Морозова. С предложением главы компании тогда согласились правление и правительство РФ.
Владимир Иванович вспоминает: «Вадим Николаевич обладал уникальной способностью грамотно использовать многолетний опыт и применять его в современных условиях. Он не боялся инноваций и избегал стереотипов. Это важно всегда, но особенно было ценно в первые годы реформирования отрасли. Я благодарен судьбе за то, что 10 лет мне довелось работать с этим удивительным человеком плечом к плечу. Я получал удовольствие от работы с настоящим профессионалом, порядочным и интересным человеком».
Из воспоминаний Виктора Васильевича Степова: «Когда было принято решение об укрупнении отделений — объединить два отделения Октябрьской дороги Ленинград-Финляндское и Ленинград-Московское, Геннадий Матвеевич Фадеев предложил возглавить новое подразделение Вадиму Николаевичу. Он тогда был главным инженером дороги. Сегодня такую рокировку, наверное, посчитали бы понижением в должности, но Морозова всегда увлекало новое дело, и он с удовольствием согласился. Обкатка прошла успешно, и потом проект был растиражирован на всю сеть».
Чтобы подняться наверх, надо преодолеть все ступени, и Вадим Николаевич шагал по ним не спеша. Но начал подъем по карьерным ступеням на Октябрьской железной дороге. Здесь благодаря характеру, ответственности и выдающимся способностям он проявил себя как талантливый инженер, движенец, управленец, обладающий безупречным авторитетом и высокой компетентностью. Работая в Москве, Вадим Николаевич старался чаще приезжать в свою альма-матер — Октябрьскую магистраль, да и поводов было достаточно. Ведь в то время сюда шли серьезные инвестиции на развитие пропускных способностей инфраструктуры для обеспечения перевозки грузов в направлении портов Северо-Запада. Активно шли развитие порта «Усть-Луга», станции Лужская и, конечно, организация высокоскоростного пассажирского движения. И все это входило в компетенцию первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Николаевича Морозова.
Он был блестящим работником, могучим и светлым человеком, прекрасным семьянином.
— Отец никогда не начинал ни одно дело, которое могло принести ущерб РЖД и стране, — говорит сын Дмитрий. — Это всегда у него было в приоритете. Основную часть жизни у него занимала работа. Могу сказать, что мой отец был какой-то частичкой всего механизма РЖД. Мама тоже железнодорожница (они вместе учились). По своей воле ЛИИЖТ окончил и я. Поэтому мы понимали, что по-другому быть не может, и мирились с тем, что доставалось нам.
В памяти внуков Вадим Николаевич останется ласковым и добрым — настоящим дедушкой.
Надежный заместитель и человек
Вадим Николаевич являет собой ярчайший образ российского железнодорожника как с точки зрения его инженерной подготовки, управленческих навыков, так и того корпоративного духа, который всегда отличал работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, уходящего корнями в историю железнодорожной отрасли вообще.
Говоря о традициях железнодорожного сообщества, прежде всего говорим о людях с повышенной ответственностью и преданностью делу, которому они служат или служили.
Таким и был мой первый заместитель Вадим Николаевич Морозов, с которым мы отработали более 10 лет.
Вадима Николаевича всегда отличало стремление к познанию и получению дополнительного образования. Как только мы начали с ним работать вместе, решили провести каскадное обучение в области управления качеством. Он сам прошел это обучение, несмотря на свою загруженность, и способствовал тому, чтобы каждый руководитель, от первичного звена до топ-менеджера, также прошел университет для успешной работы в новых условиях.
При своей внешней суровости, энергичности, жесткости, я бы сказал, Вадим Николаевич был человеком глубоко чувствующим, хорошо организованным и, как говорится в несколько избитой фразе, беззаветно преданным своему делу. И это действительно так. Он не считался ни со временем, ни с выходными днями, ни с праздниками. Мы все работали столько, сколько было необходимо.
Для меня, пришедшего с позиции заместителя министра транспорта, не будучи тесно знакомым с железнодорожной отраслью, было очень важно сформировать команду единомышленников, прежде всего из профессиональных железнодорожников.
Являясь первым заместителем президента ОАО «РЖД», Вадим Николаевич курировал практически всю сферу производственной деятельности компании, и прежде всего организацию движения железнодорожного транспорта. Тогда происходили сложные процессы реформирования отрасли, приватизации активов, и не все шло гладко. Но он был не только профессионалом высшей категории, но человеком, который въедливо вникал во все вопросы, связанные с организацией всей деятельности Российских железных дорог в их уже новом качестве.
О его въедливости говорит и то, что подчас совещания проходили (даже, на мой взгляд, затягивались слишком надолго) четыре, а то и больше часов. Но это были совещания не ради того, чтобы поговорить, а с целью самому разобраться во всех сложных процессах, которые, безусловно, отличались от всего того, чему его научили и чему он научился сам в качестве высокого руководителя, включая и пост министра путей сообщения, именно на этапе реформирования.
Вадим Николаевич всегда был очень надежным членом команды в реализации программ реформирования и организации работы компании. Он был прямолинеен, иногда бывал резок. Бывали случаи, когда мы с ним вступали в дискуссию, но с момента принятия решений они неукоснительно исполнялись. И для меня как для руководителя компании в тот период было очень важно, как говорится, оглядываться за спину. И спасибо судьбе, что за моей спиной стояли такие, как Вадим Николаевич Морозов. Он был честен и принципиален не только в работе. Это кредо было его жизненной позицией.
ФОТО предоставлено архивом ОАО «РЖД»
Он был очень внимательным человеком, не пропускавшим дни рождения своих товарищей и коллег, с которыми он постоянно был в контакте.
Он увлекался искусством и хорошо в нем разбирался. Его маленькие дружеские подарки на день рождения всегда выдавали вкус и стремление действительно порадовать того, кому он этот подарок преподносил.
Его знания, энергия были востребованы, когда он стал президентом МИИТа. Возглавляя кафедру, ведя научную деятельность и в ОАО «РЖД», и на этом новом поприще, Вадим Николаевич внес существенный вклад в организацию деятельности новой компании, в разработку теории и в воплощение в практику новых методов управления деятельностью железнодорожной отрасли и установления сотрудничества между государственной компанией и частными предпринимателями, которые работали в этой области.
Он всегда поддерживал новое, тщательно анализируя возможные сложности и риски, добиваясь устранения этих рисков за счет блестящей организации своей собственной работы и работы всего коллектива. Его харизма, энергетика и активность заряжали людей на эффективную работу.
Он был хорошим семьянином, блестящим и очень любящим отцом, дедом.
Уход из жизни Вадима Николаевича я воспринимаю как личную утрату, потерю близкого человека.
Вечная ему память.
Владимир Якунин
Земляк спас музей
Сегодня маленький город Волховстрой оплакивает своего земляка. Здесь его знают очень многие. Вадим Николаевич часто посещал свою малую Родину. Занимая высокие посты, он никогда не забывал родной город и, бывая здесь, обязательно приходил в депо.
Вот что рассказывает хранитель музея локомотивного депо Волховстрой Людмила Павловна Королева: «Когда Вадим Николаевич узнал, что над музеем депо возникла угроза закрытия (он уже работал в Москве), он дал команду, чтобы нашли для музея новое помещение и отремонтировали его. И держал ситуацию под контролем. А ведь тогда были трудные времена, музеи закрывались на многих предприятиях, экспозиции гибли на глазах. Но нам повезло — земляк спас музей исторического локомотивного депо».
Новый деповской музей в Волховстрое распахнул свои двери 14 октября 2015 года. На его открытие Вадим Николаевич прибыл с начальником Октябрьской железной дороги Олегом Сергеевичем Валинским и журналистами. После перерезания красной ленточки он тогда заявил:
— Для меня это очень почетная и волнительная миссия. Ведь именно из этого депо 6 февраля 1943 года бригада машиниста И. П. Пироженко привела в Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием.
Я горжусь тем, что первый производственный опыт приобрел в этом депо. Запись в трудовой книжке о том, что я принят на работу слесарем по ремонту тепловоза в ТЧ-21, для меня так же дорога, как та, что значится в ней сегодня (первый вице-президент ОАО «РЖД»).
Навсегда осталась его трогательная запись в книге почетных гостей:
«Музей — это бесценный подарок всем нам, это возможность не просто прикоснуться к истории, но и прочувствовать дыхание времени, мысленно поговорить с людьми, которые делали нашу историю, это наши земляки, наши знакомые, наши родственники — люди, которые создавали наше настоящее, наш сегодняшний день, за что им низкий поклон. А создателям музея — великая благодарность».
Вадим Николаевич дарил людям, окружающим его, тепло, радость и всегда помогал, вспоминает Людмила Павловна. Его подарок музею — форменный парадный костюм министра путей сообщения РФ — всегда будет храниться на почетном месте.
Вечная ему память и царствие небесное.
Из воспоминаний однокурсника Владимира Соколова
В 2022 году мы планировали отметить 50-летие нашего знакомства. В 1972 году после поступления в ЛИИЖТ нас объединила не только аудитория, но и общая комната в общежитии. С первого курса Вадим занимался спортом, но в баскетболе достиг наибольших успехов. Он много читал, любил ходить в театры и уже тогда обладал быстротой мышления. Со второго курса нас заселили в разные комнаты, но дружба продолжалась. Вадим был надежным и обязательным другом. Сказал и не сделал, это не про него. Так было в студенческие годы, так было и в работе. При жизни он стал легендой железнодорожной отрасли. Образцом порядочности и ответственности.
Из воспоминаний коллег
• Друзья и в шутку и всерьез называли Вадима Николаевича «человеком-глыбой», имея в виду не только богатырское телосложение, но и масштабность его личности.
• Вадим Николаевич был особенной личностью, смелым реформатором, талантливым управленцем.
• Он был руководителем бескомпромиссным. С ним можно было быть в хороших отношениях и даже дружеских, но решения всегда принимались во имя дела.
• Когда он пришел работать на Сортировку, всех поражала ответственность молодого человека. После окончания смены не уходил сразу домой, а свою работу анализировал со сменщиком и при необходимости раскручивал ситуацию.
• Вадим Николаевич мог вспылить, но не унизить человека. Ситуацию держал под контролем и в дальнейшем разговоре давал понять, что переборщил. Его кредо жизни было — уважать людей. Не каждый руководитель такого ранга на это способен. Интеллигентность в нем заложена была в семье.
• Он мог доверять и даже любить руководителя (любовь надо было еще завоевать своей состоятельностью), но для решения поставленных целей все были равны. Никто не мог рассчитывать на преференции с его стороны
• Его внешняя суровость не отражала душу Вадима Николаевича. Он любил поэзию, классическую музыку, умел играть на баяне, он любил читать. Был эрудированным и веселым человеком.
Мои личные воспоминания
Он с уважением относился к журналистам, но каждое интервью визировал лично. А у репортеров его приезд в Петербург вызывал большой интерес независимо от масштаба мероприятия. Пресс-подходы, пресс-конференции в то время были неотъемлемой частью любого события, что важно для такой отрасли. Вадим Николаевич мог пригласить СМИ и на обкатку «Сапсанов», и в Усть-Лугу, и даже на вручение знамени Октябрьской железной дороге.
С этим особенным человеком я знакома с 1984 года. Когда его назначили начальником Октябрьской железной дороги, на пресс-конференции я спросила Вадима Николаевича: «Тяжело ли быть начальником дороги?». Он ответил так: «Самое тяжелое на железной дороге — это шпалы таскать. Для меня руководство дорогой не тяжесть, а ответственность за принятие решений по существующим проблемам и ее развития».
Высокую ответственность он сохранил до конца жизни.
Совесть, благородство и достоинство — вот его святое воинство.
Эти знаменитые слова Булата Окуджавы сегодня, увы, очень мало к кому можно отнести. Но именно этими качествами обладал Вадим Николаевич Морозов.
Надежда Коновалова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7048) от 11.11.2021 под заголовком «Он закрыл последнюю страницу МПС».
Комментарии