В Петербурге открылась мультимедийная выставка, посвященная Александру Бенкендорфу

«Друг империи» — так называется мультимедийная выставка, посвященная Александру Бенкендорфу. Она открылась в музейном комплексе «Россия — моя история» на Бассейной улице. Название выставке дали слова императора Николая I. Когда царедворцы доложили ему о смерти Александра Христофоровича, то, согласно легенде, государь воскликнул: «Он был другом империи!».

В Петербурге открылась мультимедийная выставка, посвященная Александру Бенкендорфу | На этом портрете кисти художника Франца Крюгера (копия Егора Ботмана), созданном в 1840‑х годах, Бенкендорф изображен в мундире лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона./Репродукция. ФОТО автора

На этом портрете кисти художника Франца Крюгера (копия Егора Ботмана), созданном в 1840‑х годах, Бенкендорф изображен в мундире лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона./Репродукция. ФОТО автора

Экспозиция является частью культурного проекта, посвященного 240‑летию со дня рождения этого государственного деятеля. Ему же посвящен и документальный фильм «Генерал Бенкендорф. Выйти из забвения», созданный каналом «Санкт-Петербург». Все вместе — попытка преодолеть однобокий и уже достаточно архаичный взгляд на Бенкендорфа, который со школьной скамьи извес­тен большинству исключительно как «мрачная личность мрачной эпохи», «царский сатрап» и «гонитель Пушкина».

Готовя выставочный проект, мы использовали материалы Российского государственного исторического архива, обратились к мемуарам современников, изучили воспоминания самого Бенкендорфа, — говорит Роман Залесов, начальник экспозиционно-выставочного отдела. — И личность шефа жандармов раскрылась нам совершенно с другой стороны — как бесстрашного офицера, яркого государственного деятеля, да еще и неисправимого ловеласа.

Кстати, что касается мемуаров Александра Христофоровича: впервые они были напечатаны полностью, без изъятий и исправлений, только десять лет назад, то есть спустя 168 лет после смерти автора. И на это было немало причин. Когда Бенкендорф в 1844 году умер, его рабочий кабинет опечатали, а специальная комиссия занялась разбором бумаг. Личные записи чиновника передали императору, тот не стал предавать их огласке и хранил в библиотеке Зимнего дворца. До 1917 года была опубликована лишь небольшая часть воспоминаний…

Бенкендорф был выходцем из остзейских немцев, его прадед присягнул России во времена Пет­ра I, а сам Александр Христофорович с самого детства ощущал себя абсолютно русским человеком, — говорит Залесов.

В начале XIX века в ту пору уже бывший флигель-адъютант императора Павла принял участие в секретной экспедиции с целью «военно-стратегического осмотра» азиатской и европейской частей Российской империи. Ему было всего‑то чуть больше двадцати лет, но в его дневниковых записях, представленных на выставке, отчетливо виден государственный ум: он пишет, что еще Петр Великий хотел соединить каналом Черное и Каспийское моря, и как же будет велик тот, кто воплотит эту идею, сколько пользы он принесет нашему Отечеству. Кстати, подобного канала нет до сих пор…

Бенкендорф участвовал практически во всех войнах начала XIX века, имел многие высшие награды России и Европы. Отличился в войне 1812 года, на две недели стал временным военным комендантом Москвы, когда ее покинула армия Наполеона. И навел порядок: оскверненные церкви были опечатаны, трупы убраны с улиц, а брошенные без всякой помощи раненые, в том числе и французы, перевязаны и накормлены. Пришлось ему участвовать и в заграничном походе русской армии, освобождать от наполеоновских войск Голландию и Бельгию.

Однако император Александр I относился к Бенкендорфу достаточно прохладно. Хотя тот был его генерал-адъютантом и начальником штаба гвардии. Причина? Бенкендорф оставался для него человеком из круга вдовствующей императрицы Марии Федоровны. А вот доверие императора Николая Павловича Бенкендорф заслужил в полной мере. В том числе и потому, что был рядом с ним в роковой день бунта на Сенатской площади 14 декабря 1825 года… В июне следующего года он был назначен шефом жандармов, а в июле — главным начальником III отделения.

По легенде, когда Бенкендорф спросил у Николая I, чем оно будет заниматься, тот подал ему белый платок и сказал: «Будешь утирать слезы сиротам и вдовам, утешать обиженных, стоять за невинно страдающих». Конечно, в реальности все было несколько иначе: ведомство занималось политическим сыском.

Хотя первоначально III отделение как раз и было создано для того, чтобы понять, что же не так в государстве и что нужно сделать, чтобы наладить машину управления. И очень многие люди, отчаявшись добиться понимания у чиновников, обращались туда напрямую, — говорит Залесов. — Мы представили на выставке фрагменты из воспоминаний современников, свидетельствующие о честнос­ти и благородстве Бенкендорфа, причем даже в отношениях с декабристами, в следствии над которыми он участвовал.

Что же касается клише ­«гонитель Пушкина»… Сохранилась пере­писка поэта с шефом жандармов: понятно, что эти записи вовсе не дружеские, но они вполне корректные и сдержанные. Есть они и на выставке. Бенкендорф — Пушкину: «Мои добрые советы способны удержать вас от ложных шагов, какие вы часто делали, не спрашивая моего мнения». Пушкин — Бенкендорфу: «Я, совестясь беспокоить поминутно его вели­чество, раза два обратился к вашему покровительству, когда цензура недоумевала, и имел счастие найти в вас более снисходительности, нежели в ней»

Создатели проекта уверены: ­каждая историческая личность имеет определенные «пулы» ­заслуг и негатива. Ведь, по большому счету, отрицательное отношение к Бенкендорфу не заслуга советских авторов, они лишь продолжили линию историков конца XIX — начала ХХ века. И неслучайно в советской историографии деятельность Бенкендорфа начиналась с 1826 года, когда он возглавил III отделение. Как будто бы до этого ничего не происходило, как будто бы не было его портрета в Военной галерее Зимнего дворца…

По большому счету, мы просто показываем историческую личность во всем ее многообразии, а оценки уж пусть каждый дает сам, — говорит Залесов. — Для кого‑то эта историческая фигура, может быть, станет более глубокой и интересной, а кто‑то останется при своем мнении: мол, жестокий шеф жандармов, хитрый царедворец и не более того. Мы не стремимся переубедить кого‑либо, хотя в нашем восприятии Бенкендорф, конечно же, выступает больше со знаком «плюс».


#выставка #музей #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «Бенкендорф со знаком плюс».


Комментарии