В Ораниенбауме открылся музей Катальной горки спустя 13 лет

«Бегите из города», — советуют синоптики. Очень жарко! Советуем побывать в ближайшее время в Ораниенбауме. Здесь 2 июля открылся после реставрации музей Катальной горки.

В Ораниенбауме открылся музей Катальной горки спустя 13 лет | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

Это наш 33‑й музей. Мы открываем его после реставрации, которая длилась 13 лет, — сказал на презентации для журналистов врио генерального директора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков. — Павильона, подобного Катальной горке, в России не сохранилось. Петергоф и Ораниенбаум пополнили свою корону еще одной жемчужиной.

Трехэтажный павильон Катальных гор — уникальный памятник, возведенный Антонио Ринальди в середине 1770‑х годов, представляет редкий в России стиль рококо.

Когда‑то павильон входил в комплекс увеселительных Катальных гор. Это сложное инженерно-техническое сооружение имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная — для катания, и боковые — для подъема колясочек. Катались на специально сконструированных русским мастером Андреем Нартовым резных золоченых колясочках в виде «триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей». Коляски неслись на такой скорости, что дух захватывало. Дамы сидели, а кавалеры стояли сзади на запятках.

Катальная горка2_Пр.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

Существует легенда, согласно которой однажды коляска, где сидела Екатерина Вторая, вышла из колеи. Дело могло кончиться катастрофой, если бы не силища и смелость графа Орлова, который вернул коляску на место и спас свою венценосную даму.

Однако, как рассказывают музейные сотрудники, этот эпизод, если и был в действительности, произошел на других катальных горках — в Царском Селе.

Сегодня от сооружений, воссоз­дать которые, увы, невозможно, сохранился только изящ­ный павильон. Долгие годы петербуржцы и туристы видели эту красоту в «лесах».

И вот наконец павильон доступен для любования. Он выкрашен в исторический — небесно-голубой — цвет, а отделка — балюстрада балконов, вазоны, украшенные гирляндами цветов и уморительными мордочками обезьянок, — в белый.

Когда входишь внутрь, нужно быть осторожным. Полы из искусственного мрамора нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов с узорами прикрыты стеклом. Выполнены они итальянским мас­тером Гаэтано Спинелли. Идешь по стеклу, как по льду.

Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором. Орнамент пола перекликается с росписью стен и купола.

Катальная горка3а_Пр.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет, где размещены фарфоровые фигурки, выполненные в 1772 – 1774 годах на Мейсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, ее морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.

Посетить музей «Павильон Катальной горки» можно ежедневно с 10.30 до 18.00, кроме вторника (выходной) и последней среды месяца (санитарный день).


#музей #реставрация #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7202) от 04.07.2022 под заголовком «С горки на колеснице».


Комментарии