В Новгороде открылась выставка, посвященная церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом Поле
В Новгородском музее-заповеднике открылась выставка «Распятие и Воскресение. Волотово Поле» (12+), приуроченная к 80‑летию освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков и посвященная истории восстановления одного из красивейших храмов Руси — церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом Поле.
ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Храм был возведен по воле новгородского архиепископа святителя Моисея в 1352 году, а в 1363‑м церковь была расписана по заказу преемника Моисея — архиепископа Алексия. Ныне крупнейшие отечественные искусствоведы считают безымянного «волотовского мастера», создавшего фрески, гением, равноценным или превосходящим великого Феофана Грека.
Во время войны храм был разрушен вражеской артиллерией. Осталось более 1 миллиона 700 тысяч фрагментов фресок «волотовского мастера». В 2003 году церковь, включенная в реестр памятников мирового наследия ЮНЕСКО, была восстановлена, став частью Новгородского музея-заповедника, а реставраторы фрагмент за фрагментом собирают фрески «волотовского мастера».
Особое место в истории русского искусства занимают «Волотовские праздники» — иконы праздничного чина, написанные для Успенской церкви в первой половине XV века. До войны в составе чина находилось девять икон, Новгородский музей успел эвакуировать лишь четыре. Остальные были расхищены оккупантами или пропали в огне войны. Одна из похищенных икон — «Воскрешение Лазаря» — была возвращена из Германии в Новгородский музей в 1948 году.
В прошлом году в Германии на аукционе в Дюссельдорфе неожиданно была выставлена еще одна икона волотовского чина — «Распятие», ранее известная только по описи. В годы оккупации она была похищена немецким капелланом Людвигом Фольклем и вывезена им в 1943 году, когда его отправили в немецкие оккупационные части в Италии.
Российская сторона настояла, чтобы икону сняли с аукциона. В нынешнем году благодаря усилиям попечительского совета Новгородского музея-заповедника памятник был приобретен и ввезен в Россию через третьи страны. Специалисты считают, что это самое значимое возвращение в Россию произведения древнерусского искусства с послевоенного времени. Шедевр, вернувшийся в родной музей, представлен на выставке.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Возвращенная икона».
Комментарии