В магазин без продавцов. Торговля все активнее осваивает новые форматы работы
Торговля все активнее переходит на «бесчеловечные» форматы. Рынок вендингов вырос за пять лет в пять раз. Микромаркеты (небольшой магазин без продавца) — один из самых быстрорастущих форматов ретейла. Потенциал роста такого формата эксперты оценивают не менее 15 % в год.
ФОТО Eduardo Soares on Unsplash
В данный момент, например, есть повышенный спрос от небольших нестационарных павильонов (особенно в регионах) на установку вендингов. Наблюдается высокий спрос на автоматы с готовой едой — сотрудники компаний могут заказать понравившуюся им еду, и к обеду это блюдо окажется в автомате. Прорабатывается вопрос о развитии аптечного вендинга, так как существуют трудности с доступностью лекарств в малых населенных пунктах, аэропортах, на ж/д станциях и туристических объектах. Есть проекты по внедрению школьного вендинга — чтобы ученики могли в дополнение к горячим блюдам из столовой приобрести что‑то вкусное и при этом полезное (йогурты, творожки, фрукты).
Поставить в магазине автомат с кофе обойдется в 300 – 400 тысяч рублей. А организовать отдельное кафе с персоналом выльется в 1,5 – 2 миллиона. Крупный ретейл тоже наблюдает рост спроса на магазины без персонала. Так, этим летом крупная торговая сеть продуктовых магазинов открыла более 30 круглосуточных торговых точек в Москве и Подмосковье. Днем в них работают продавцы, а ночью покупатели обслуживают себя сами, заходя в магазин по QR-коду.
«В условиях конкуренции за кадры и торговые площади такие компактные магазины перспективны как для малых предпринимателей, так и для больших торговых сетей во всех крупных городах страны», — уверены эксперты рынка.
Микромаркету не нужен продавец — это полностью автоматизированная торговая точка, для нее достаточно 5 – 10 кв. м в местах со стабильно высоким трафиком. Их можно устанавливать в метро, офисах, жилых комплексах, гостиницах, поликлиниках. Микромаркеты не конкурируют с дискаунтерами и более крупными форматами, так как предлагают ограниченный ассортимент продуктов или товаров для дома.
В зависимости от товара и места расположения этот бизнес можно назвать форматом с низким порогом входа, который в отличие от большинства торговых точек может работать круглосуточно.
Впрочем, надо учитывать, что всякая автоматизация стоит денег. Поставить недорогой автомат — полдела. Выручка на один вендинг в десятки, в сотни раз меньше, чем в ретейле. Автомат в месяц зарабатывает в среднем всего около 30 – 40 тыс. руб. А кассир в крупном магазине может ежедневно пропускать через себя товара под 1 млн руб.
«Нужны отдельный человек, который загружает товары в автомат, техник, который обслуживает этот автомат, складской персонал, который обслуживает товародвижение, IT-сотрудники, которые поддерживают систему мониторинга оплаты. И если пересчитать это на выручку, то получается примерно то же самое, что в ретейле», — уверены некоторые эксперты.
Читайте также:
Тучное будущее. Пищевые привычки — дело семейное
В Петербурге состоялся VI Форум потребительского рынка Ленобласти
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7804) от 02.12.2024 под заголовком «В магазин без продавцов».
Комментарии