В Ленобласти прошел фестиваль «Этновесна»

Праздники весны есть у всех народов. С традициями встречи ее у разных этносов, проживающих в Ленинградской области, решили ознакомить организаторы VI областного фестиваля «Этновесна» – Дом дружбы и национально-культурные общественные организации региона.

В Ленобласти прошел фестиваль «Этновесна» | ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

За три часа перед глазами гостей площадки в деревне Низино прошли самые разные варианты Масленицы – хорошо знакомая всем русская и финская «Ласкиайнен», литовская «Ужгавенес» и белорусская «Гуканне Вясны», украинская «Веснянки» и марийская «Уярня», чувашская «Севарни», молдавский «Мерцишор», «Веселая весна» коми – «Гажа тулыс», а также татарский праздник «Карга боткасы» и башкирский «Каргатуй» («Грачиный праздник»). Иранские и тюркские народы отмечали «Новый день» (Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз, Новруз), буряты – Новый год «Цагаан сар», или «Сагаалган», дагестанцы – «Игби» – обряд, посвященный проводам зимы и приближению весны...

Несмотря на колоссальные различия языков, традиций, культур и верований, чем-то эти праздники схожи. Все люди одинаково радостно встречают тепло и солнце, прощаясь с трудной зимой, забывают обиды, угощают друзей, радуют себя и гостей хорошей песней, удивляют удалью, а в обрядах, играх и сценках стойко противостоят всем бедам, злу и всякой нечисти.

Правда, нынче встреча весны на разные «этнолады» выпала на один из самых холодных дней марта. Свежий снежок, запорошивший все вокруг, отчетливый минус на градусниках и пронзительный ветер – в таких суровых условиях гуляли отважные низинцы и жители других муниципалитетов региона. Еще более мужественными оказались самодеятельные артисты, поднимавшиеся на открытый подиум в сценических костюмах. Низинский хор «Сударушка», фольклорный ансамбль союза русских землячеств «Заря-Заряница», ансамбль из узбекского Хорезма и многие другие согревали замерзающую публику почти физически ощутимой энергией народной песни, периодически вовлекая в пляс. Хороводы у подножия сцены рождались и рассыпались, но площадка не пустела.

Наименее стойкие зрители убегали греться внутрь центра культуры, где фестиваль проходил по своему сценарию. Точнее – сценариям. У каждого стола или уголка – свое заделье и свой сюжет. Вот нарядные тетушки из Коми-общины Ленинградской области не только демонстрируют мастерство вышивки и изготовления кукол-оберегов, но и песни поют под аккомпанемент подруг-балалаечниц. Клуб литовской этнической культуры Петербурга и Ленинградской области учит плести поделки из соломки, а еще предлагает отведать литовский весенний торт шакотис. Рядом – мастер-классы по изготовлению первоцветов из бумаги, текстильной игрушки, росписи по дереву, плетению узорчатых поясов...

Возле столика «Небесное письмо» Оксаны Жербановой останавливаются и взрослые, и дети. Кто-то просит написать свое имя и пожелание, кто-то сам пытается создать графическую картинку.

Этно5_Юш-В.jpg

ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

Монгольской каллиграфией врач-косметолог Жербанова увлеклась три года назад. Это искусство осваивала под руководством монгольских учителей в Иркутске, организовала там студию. В прошлом году переехала в Петербург и продолжила заниматься популяризацией бурят-монгольского письма.

– Самые известные источники монгольской письменности датируются XIII веком, – рассказывает Оксана, неспешно выводя кистью изящные па на бумаге. – Один из памятников – Чингисов камень с высеченными на нем письменами – находится в Монгольском зале Эрмитажа. Вообще распространение этого письма связывают с Чингисханом. По одной из легенд, уйгурский хранитель печати Тататунга был взят в плен великим ханом. Он и объяснил завоевателю смысл символов на печати, после чего Чингисхан решил эту письменность ввести на территории своей империи. Но это не иероглифы, а именно графемы, обозначающие звуки.

– Почему ваш мастер-класс называется «Небесное письмо»?

– Монголы традиционно поклонялись Вечно Синему Небу, и вертикальные строки поэтично связывали со струями дождя, соединяющими Небо и Мать-Землю. Считается, что благопожелания, написанные сверху вниз, всегда сбываются.

На улице между тем разгораются нешуточные страсти – дети (почему-то преимущественно девочки) и взрослые соревнуются в метании сапог и валенок. В основном народ добрасывает до отметок 10 – 15 – 20 метров.

Этно1_Юш-В.jpgФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

– Мировые рекорды – 68 метров у мужчин и 48 у женщин, – поясняет один из «распорядителей» площадки Вильо Остонен. – У нас в поселке Пудость Гатчинского района ежегодно проводятся этапы кубка мира по метанию сапога, соревнуются «спортсмены» от трех лет и до 86. В международных чемпионатах участвуют Эстония, Финляндия, Германия, Польша, Италия. На июньский фестиваль народных игр и национальных видов спорта в Пудость приезжают до 500 – 600 гостей.

– Национальные виды спорта хороши тем, что общедоступны, они не требуют особой подготовки, снаряжения, зато азартны и увлекательны, – продолжает Валерий Тойко, председатель гатчинского общества ингерманландских финнов «Инкери-Сеура». – Правда, трудности случаются. Сегодня вот слишком холодно, а на недавнем всероссийском фестивале «Русская зима» в Гатчине, наоборот, оттепель случилась. А у нас хоккей в валенках. Так и играли – в валенках по воде...

Андрей Бирюков из Колпина продвигает в массы русские народные игры и забавы. Когда есть возможность, проводит командные игры – «Пекарь», «Лапта», «Чиж». Сегодня же учит ребятню и взрослых шаровке – это такой гибрид гольфа и хоккея: нужно загнать деревянный шар гнутой клюшкой в ворота или лунку. Или как с помощью веревки и плеточки крутить кубарь, удерживая его в вертикальном положении (отсюда выражение – катиться кубарем). Сам же бывший военный демонстрирует богатырскую силу, жонглируя дубиной, пудовыми гирями или прокатывая вокруг себя 20-килограммовое «бревнышко». Окружающие барышни смотрят на молодца с восхищением, парни – с нескрываемой завистью. А он предлагает всем: «Пробуйте! У вас обязательно получится»...

#фестиваль #весна #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (6886) от 22.03.2021 под заголовком «Весна народов в деревне Низино».


Комментарии