В Ленобласти не могут найти инвестора на бывшую площадку автозавода

Во Всеволожске третий год подряд пытаются привлечь инвестора на бывшую площадку единственного в 47-м регионе автозавода Ford. Ситуация странная: перспективная территория не используется, Ленобласть теряет доходы, но решить проблему никак не удается.

В Ленобласти не могут найти инвестора на бывшую площадку автозавода  | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Не до развития

Разумеется, региональные власти были бы счастливы привлечь нового инвестора, тем более что делать это они умеют. На последнем ПМЭФ, напомню, именно Ленобласть стала безговорочным лидером по сумме подписанных соглашений. Однако в данном случае все решают другие.

Как нам пояснили в пресс-службе областного правительства, реализацией площадки бывшего завода занимается ее собственник (компания «Соллерс Форд»). Хотя и Агентство экономразвития Ленобласти предлагает инвесторам эту площадку для размещения производства.

Первоначально эксперты предполагали, что потенциально в покупке предприятия во Всеволожске могли быть заинтересованы работающие в России автоконцерны, осуществляющие сборку и подписавшие специальные инвестиционные контракты, согласно которым они продолжат локализовывать производство в России, то есть будут нуждаться в новых площадях. Приобретатель площадки был бы заинтересован в максимально быстром развертывании производства с сохранением трудового коллектива.

Но не сложилось, с инвесторами тогда не договорились. Что во многом объясняется общей ситуацией в автомобильной отрасли. После кризиса 2014 года и обвала рубля платежеспособность российских автовладельцев заметно снизилась, рынок просел. А ведь не секрет, что производство иномарок в нашей стране было ориентировано почти исключительно на российский рынок и во многом объяснялось высокими пошлинами на зарубежные авто. Производить машины в России было выгоднее, чем ввозить из-за рубежа.

Теперь же выяснилось, что для многих невыгодно ни то, ни другое. Все больше иностранных производителей легковых машин вовсе уходят с российского рынка или минимизируют свое присутствие на нем. Так, еще ранее, в 2015 году, свернул производство в Шушарах General Motors.

Другие компании (Hyundai, Nissan, Toyota) в Петербурге и Ленобласти держатся, но особо развивать производство не спешат. Тем более что к национальным проблемам добавились общемировые. В этом году автопроизводителям по всему миру то и дело приходится останавливать конвейеры из-за дефицита автокомпонентов (в частности, чипов). К тому же неясны более дальние перспективы производства легковых бензиновых и дизельных авто из-за роста популярности электромобилей, развития шеринговой экономики и будущего перехода на беспилотники. Понятно, что в таких условиях мало кто готов расширять производство.

Потому сейчас логично было бы изменить назначение площадки. И, действительно, как сообщил в начале лета губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, у региона уже было несколько претендентов на эту территорию из различных отраслей. Предполагалось, что инвестор сможет не использовать существующие линии для выпуска собственной продукции, а приобрести только здание.

Не так давно намечалась локализация на всеволожской площадке китайских строительных компаний, уже представленных в регионе. «Мы очень рассчитывали, что китайские инвесторы придут на свободную площадку, переговоры пока идут»,  – сказал на ПМЭФ-2021 в начале лета Александр Дрозденко. Но, похоже, и здесь не сложилось.

В июле губернатор озвучил новую версию  – использование территории под производство небольших грузовичков или снегоходов и квадроциклов. Развития, впрочем, не последовало.

Цена вопроса и перспективы

Как оказалось, проблема стара как мир. Владелец предпочитает продать площадку на максимально выгодных условиях, в то время как потенциальные покупатели пытаются снизить цену. Но, по нашей информации, собственник постепенно все же умерил свои ожидания, что должно ускорить приход нового владельца или арендатора. У участников рынка есть потенциальный интерес к площадке, ведутся переговоры.

Между тем теоретически площадку мог бы использовать и прежний владелец  – видимо, поэтому он и не спешит снижать цену. Да, еще в 2019 году Ford принял решение покинуть российский рынок легковых автомобилей, закрыв заводы в Набережных Челнах, Всеволожске и завод двигателей в Елабуге. Однако на рынке коммерческих авто американцы по-прежнему чувствуют себя уверенно  – в этом сегменте кризиса в стране не наблюдается.

Так, в Татарстане продолжается выпуск фургонов на предприятии в особой экономической зоне «Алабуга» в Елабуге. Недавно компания получила инвесткредит на 1,14 млрд рублей для производства дизельных двигателей и выкупила имеющиеся производственные активы завода двигателей в Елабуге у американского Ford Motor Company. Речь идет о площадке, которая выпускала бензиновые двигатели 1,6 л для легковых машин.

Напомним, в конце марта 2019 года акционеры приняли решение о реструктуризации совместного предприятия, деятельность которого в будущем сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта. Как отмечалось в пресс-релизе компании, российский рынок легковых автомобилей в последние годы находился под сильным давлением, а его восстановление оказалось более медленным, чем ожидалось, и сопровождалось смещением спроса в сторону более дешевых моделей. Новая структура отражает намерение «принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России».

Тогда же завод во Всеволожске был выставлен на торги. Непосредственно на заводе работали 960 человек, из них 500  – жители Ленобласти. В ту пору для работников завода была предложена программа добровольного увольнения с выплатой компенсаций. По информации областного правительства, с предложенной компанией программой добровольного увольнения согласились 97% сотрудников завода. Закрытие завода оказало непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятие.

Таким оказался финал истории, которая так хорошо начиналась. Напомним, предприятие во Всеволожске было запущено еще в 2002 году и стало первым автосборочным заводом в России, полностью принадлежащим иностранному капиталу. До прекращения работы на всеволожском заводе выпускались модели Ford Focus и Ford Mondeo. К моменту закрытия с конвейера завода сошли 773 816 автомобилей.


#инвестор #завод #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7003) от 06.09.2021 под заголовком «Убыточный сегмент».


Комментарии