В Кронштадте откроют экскурсионный маршрут по «Доку Петровский» в конце мая

В Кронштадте планируется открытие экскурсионного маршрута по части территории объекта культурного наследия «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями».

В Кронштадте откроют экскурсионный маршрут по «Доку Петровский» в конце мая | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Маршрут носит ознакомительный характер и позволит наглядно увидеть, как устроен, и понять, как функционировал уникальный памятник русской инженерной мысли и русской архитектуры первой половины XVIII — середины ХХ века. А еще этот маршрут станет напоминанием о том, что сооружение почти двадцать лет ждет комплексной реставрации и приспособления под современное использование.

Под названием «Док Петровский» принято понимать комплекс гидротехнических сооружений. Это четыре доковые камеры, имеющие в плане форму вытянутого с юга на север креста, с системой шлюзовых ворот; овраг для сброса воды из доковых камер в доковый бассейн; сам бассейн и насосная станция для откачки воды из него в Обводный канал. Общая длина сооружений — 2,2 км.

Экскурсионный маршрут будет иметь протяженность около 400 метров со стартом и финишем у Макаровской улицы рядом с Доковым мостом. На маршруте предусмотрены три смотровые площадки. Первая — у южной оконечности дока с главной достопримечательностью — гидротехническим затвором (батопорт), отделяющим морскую часть канала от сухого дока. Вторая — по цент­ру Южного дока, откуда «одетым в камень» сооружением можно любоваться по всей его 380‑мет­ровой длине. Третья — у доков в Крест-канале, здесь в поле зрения Западный, Восточный, Северный доки и разворотный бассейн.

Идея устройства дока с быстрым сбросом воды (сутки вместо месяца, который потребовался бы на откачку такого объема) принадлежала Петру I. Строительные работы начались в 1719 году и были официально завершены только в 1752‑м. Императрица Елизавета Петровна лично запустила шлюзовые механизмы пуска воды в док. Тогда же появилось название «Док Петровский». Но работы по строительству комплекса продолжались до конца XVIII века, а затем он регулярно модернизировался. Последний отремонтированный корабль покинул «Док Петровский» в 2006 году. Через пять лет все сооружения были переведены в собственность Петербурга, в 2015 году «Док Петровский» передали Музею истории Кронштадта.

Было много идей, как использовать памятник архитектуры. Например, создать музей подвод­ной археологии, где найденные старинные корабли можно хранить в воде (это лучший способ для древесины, долго пролежавшей в воде) и демонстрировать публике через большие иллюминаторы. Однако все эскизные предложения по разным причинам остались на бумаге.

Сейчас речь идет только о самых необходимых противоаварийных мерах, их перечень на 2025 год включает работы по трем стенам в овраге и стенам Северного дока. На следующий год при условии выделения бюджетного финансирования планируются противоаварийные работы в Западном и Восточном доках и разворотном бассейне, а также расчистка водопропускной системы доковых камер. Очевидно, что для реставрации и музеефикации «Дока Петровский» потребуются значительные средства государства и серьезная помощь меценатов.

Читайте также:

Идём на новый рекорд. В Петербурге официально стартовала навигация по рекам и каналам

В Кронштадте открылась музейная экспозиция «Стражи Рифа Кронштадтской косы»


#экскурсии #Кронштадт #Док Петровский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7894) от 22.04.2025 под заголовком «В наши доки заходили корабли».


Комментарии