В Калининградской области ведется строительство первой в России суперсовременной гигафабрики

Завода по серийному производству литий-ионных ячеек, модулей, тяговых батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Запуск производства запланирован на вторую половину 2025 года.

В Калининградской области ведется строительство первой в России суперсовременной гигафабрики | ФОТО Clayton Cardinalli on Unsplash

ФОТО Clayton Cardinalli on Unsplash

Контракт с господдержкой

Проект создания в Калининградской области гигафабрики реализуется в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), который был подписан на XXVI Петербургском международном экономическом форуме. СПИК — это инструмент государственной политики, стимулирующий инвестиции в промышленное производство в России. Инвестор заключает с государством соглашение, в котором, с одной стороны, фиксируются обязательства компании реализовать проект, а с другой — обязательства государства обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и меры господдержки.

«В эпоху активного развития электротранспорта и возобновляемой энергетики отрасль систем накопления энергии становится приоритетным направлением, которое является базисом технологической независимости, — подчеркнул заместитель главы российского правительства — министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. — В связи с этим мы ужесточили требования к локализации продукции систем накопления энергии. В результате реализации СПИК в Калининградской области будет создано высокотехнологичное производство накопителей энергии».

Строящийся завод обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, а также будет выпускать стационарные ­системы накопления энергии для электросетевого комплекса и промышленных предприятий.

В 2025 году предприятие постепенно выйдет на плановую мощность 4 ГВт·ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 000 электромобилей. За весь период действия СПИК, то есть до 2030 года, объем произведенной и реализованной промышленной продукции достигнет 18,5 ГВт·ч, или более 230 000 тяговых батарей.

На месте Балтийской АЭС

Строительством предприятия занимается сейчас госкорпорация «Рос­атом» (точнее, ее дочерняя компания «Рэнера», которая входит в состав топливной компании «ТВЭЛ»). На участке площадью 23,6 гектара предусмотрено воздвигнуть семнадцать зданий. Самое крупное — цех производства батарей. Предусмот­рены также два испытательных корпуса, здание разрядки бракованных ячеек, научно-технический центр. В компании подчеркивают, что производство не будет наносить вред экологии региона. Фабрику оснас­тят системой фильтрации воздуха и очистными сооружениями. Отходы производства будут перерабатываться и использоваться повторно.

Сегодня уже готовы фундаменты, возведены основания каркасов корпусов. Но основные работы еще впереди.

Что касается суммы инвестиций, то на первом этапе проект оценивался в 26 миллиардов рублей. Однако в начале этого года он, по официальным данным, подорожал до 50 миллиардов.

Интересно, что объект возводится на территории недостроенной Балтийской АЭС. Это был первый проект атомной станции на территории России, ориентированный на экспортные поставки электро­энергии. Работы начались в 2010 году, однако со временем стало понятно, что необходимости в достройке Балтийской АЭС нет, поскольку установленная мощность действующих электростанций региона почти в два раза превышает потребляемую. Благодаря такому резерву в последние годы Калининград был не импортером, а экспортером электроэнергии.

С учетом низких температур

Как уже отмечалось, основной продукт фабрики — ячейка, модуль, или сердце, будущей батареи для автомобилей и систем накопления энергии.

Ячейка — сложный продукт, в котором используются высокотехнологичные элементы, например, ламинированная фольга и электродная лента, а также химически активные материалы — катодный порошок, электролиты, токопроводящие добавки, анод­ный материал.

Литий-ионный аккумулятор — это тип электрического аккумулятора, распространенный в современной бытовой технике. Такие батареи служат в несколько раз дольше других видов аккумуляторов, могут запасать больше энергии на единицу массы и объема, удобны в эксплуатации. Кроме того, их производство полностью соответствует требованиям экологической безопасности.

У скептиков были сомнения, что калининградские батареи для электрокаров не смогут обеспечить зарядку на длительный срок. Однако разработчики утверждают, что новые отечественные батареи будут вполне конкурентоспособны. Более того, они рассчитаны на работу в условиях низких температур с учетом климатических особенностей России.

Кадры готовят заранее

Несмотря на то что производство будет на 90 процентов автоматизировано, для работы потребуется не меньше тысячи специалистов. А если учесть развитие сопутствующих предприятий по производству комплектующих, то рабочими местами будут обеспечены 1500 человек. При максимальной загруженности завод будет работать круглосуточно в три смены. Большинство вакансий закроют жители Калининградской области. Но на предприятие также приедут рабочие и инженеры из Моск­вы, Петербурга, Новосибирска, Мурманска.

Кроме того, уже сейчас для работы на гигафабрике «выращивают» команду специалистов на базе вузов и средних специальных учебных заведений Калининградской области. Например, в 2023 году в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта появились образовательные программы по направлению «Химия» для бакалавриата и «Химическая экспертиза» для магистратуры, которые направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов для строящегося завода.

Также «Росатом» заключил соглашение о сотрудничестве в подготовке кадров с Московским государственным университетом. Благодаря этому партнерству на химическом факультете университета появится лаборатория, где научными сотрудниками при участии студентов будут разрабатываться новые аккумуляторные батареи.

Ячейка автопром сбережет

Остается добавить, что создание отрасли накопителей энергии открывает новые возможности для стабильного развития электротранспорта. Согласно прогнозам Минпромторга России, к 2030 году объем производства электротранспорта в нашей стране составит 217 тысяч автомобилей в год, что даст гигафабрике полную загрузку.

«Будущее автотранспорта — за электромобилями, поэтому для стимулирования развития российского автопрома целесо­образно сфокусироваться на электротранспорте, а не на догоняющем развитии производства машин с ДВС. Тем более в электромобиле намного меньше компонентов, чем в бензиновом. Таким образом, если игроки рынка и все заинтересованные стороны объединят усилия, мы можем не только сохранить российский автопром, но и придать мощный стимул для его развития, а также обеспечить технологический суверенитет страны в стратегически важной отрасли», — подчеркнула президент топливной компании «ТВЭЛ» Наталья Никипелова.


#фабрика #производство #завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7500) от 13.09.2023 под заголовком «Фабрика «сердец» для электромобилей».


Комментарии