В Калининградской области предотвратили реконструкцию «Пальмникенской Голгофы»

Готовы ли мы трагедию превратить в некое театрализованное действо, даже в перформанс? Как ни странно, готовы.

В Калининградской области предотвратили реконструкцию «Пальмникенской Голгофы» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В конце января по всей стране проходила акция «Блокадный хлеб», во время которой школьникам и другим участникам раздавали кусочки хлеба. Весом, как можно догадаться, в те самые, святые для жителей нашего города, 125 грамм. С одной стороны, кажется, стоит сказать организаторам спасибо за то, что в наше сытое время они напоминают нам о том, как мал был паек ленинградца в конце 1941 года. С другой… Господа, это же карнавал! Карнавал, где все ненастоящее: ни те, кто раздает, ни те, кто получает, скорее всего, даже не отдают себе отчета в том, какое богатство они держат в руках. И даже хлеб ненастоящий.

Настоящий блокадный хлеб это и не хлеб вовсе, а смесь обойной муки, жмыха, солода — что еще было в осажденном городе? Но и такой эрзац был даже не на вес золота, на весах лежали человеческие жизни и судьба страны. А теперь — как просто! — послушал учительницу на классном часе или даже просто подошел к волонтеру, получил свои 125 грамм и вроде как «приобщился».

Я думал, что ничего кощунственнее игр с блокадным хлебом быть не может. Увы, как выяснилось, может. В Калининградской области некая кандидат исторических наук решила реконструировать «Пальмникенскую Голгофу» — массовый расстрел тысяч согнанных из концлагерей евреев, в основном молодых женщин. Случилось это 31 января 1945 года. Инициатор реконструкции пообещала всем ее участникам полное погружение в события.

Об этической составляющей подобного «проекта» умолчу. Скажу лишь, что, по мнению его авторов, Марш жизни, ежегодно проходящий в Янтарном (он раньше и назывался Пальмникен) в память о расстреле, «себя изжил» и «никому не интересен». В самом деле, куда как интереснее устроить карнавал: часть добровольных актеров нацепят желтые звезды, другая — нацистскую форму, сыграют спектакль и разойдутся довольные собой. Но разве дозволено устраивать лицедейство на месте трагедии, на крови человеческой?

В этом году усилиями администрации и жителей поселка, запретом еврейской общины делать фарс из тех страшных событий эту акцию удалось предотвратить, хотя организаторы лукаво написали, что отмена связана с ковидными ограничениями. Но где уверенность, что в следующем году в ином месте не захотят провести нечто подобное?

#предотвращение #трагедия #реконструкция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022 под заголовком «Карнавал?».


Комментарии