В гости к сахарной голове. Что посмотреть на маршруте «Государевой дороги»

«777 километров истории» – таков слоган проекта «Государева дорога», который Ростуризм включил в перечень брендовых. По идее, он должен стать достойной альтернативой «Золотому кольцу», поскольку объединяет четыре области (Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую), а в каждой из них уже существуют и собственные тематические программы. Ведь, проносясь в скоростных поездах меж двух столиц, порой мы даже не подозреваем, какую красоту упускаем. Видимо, пришло время сделать остановку...

В гости к сахарной голове. Что посмотреть на маршруте «Государевой дороги» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Да что тут смотреть?!» – возмущается капризная дама, глядя в окно автобуса на мелькающие за ним деревеньки. «А вы знаете, кто в свое время проезжал по этой дороге? – спрашивает опытный гид. – Цари и члены их семей. Русская аристократия. Богема. Высокие иностранные гости...» И начинает увлекательно рассказывать о том, как была создана уникальная инфраструктура, включающая путевые дворцы и постоялые дворы, почтовые станции и трактиры, экипажеремонтные и ремесленные мастерские, церкви и монастыри. Многое из этого сохранилось, ныне восстановлено и окружено современной сетью объектов гостеприимства.

Первоначально исторический тракт проходил через Царское Село, вел к Тосно, дальше в Чудово и оттуда сворачивал на Новгород. Дело в том, что в XVIII веке содержать дорогу в порядке обязывали жителей ближайших деревень: за Чудовом их не было, а в глухих лесах бесчинствовали разбойники. Мосты через реки строили «на государевы деньги», а необходимый для стройки лес рубили в придорожных «дачах» безвозмездно.

Закончили строить дорогу Петербург – Москва в 1746 году, и вскоре вдоль нее появилось 26 почтовых станций и 20 путевых дворцов. Почему так много? Дело в том, что средняя скорость ямщицкой тройки летом и зимой составляла 10 – 12 километров в час, а в межсезонье – не более восьми: переезд из одной столицы в другую мог занимать от трех суток до полутора недель, и до строительства железной дороги по тракту проезжало более тысячи дилижансов ежегодно: стоимость поездки составляла 50 – 100 рублей, притом что мелкий чиновник в России зарабатывал пару сотен в год.

Сейчас, чтобы исследовать весь маршрут «Государевой дороги», понадобится около недели. Но для погружения в тему лучше выбрать автобусный тур с хорошим экскурсионным сопровождением: уже разработаны программы длительностью от одного до трех дней с возможностью старта из любой точки маршрута. И для начала не стоит ехать далеко: на территории Ленобласти на «Государевой дороге» можно сделать сразу несколько остановок.

К примеру, главный туристический объект Тосно – историко-краеведческий музей, расположенный в купеческом особняке, его называют «Домом царской кормилицы». Почему так? Все просто: семья молочной матушки императора Николая II получила за свою почетную миссию солидное вознаграждение, которого хватило на постройку каменного дома. Здесь можно увидеть наряды Марии Смолиной, подаренные Романовыми. Старинную утварь для ухода за ребенком. А в соседней импровизированной лавке добродушный приказчик проводит интерактивную экскурсию в мир забытых вещей. Когда его видишь, так и ждешь, как он скажет: «Подходи, не скупись...». Знаете ли вы, к примеру, как выглядит головка сахара? Сколько стоит мануфактура и чем ее отмеряли? На что годились моченные в бочках яблоки и густой деготь? Когда оказываешься в этом месте, как будто погружаешься на 150 лет назад. Ведь на полках представлен широкий выбор популярных тогда товаров, а в окнах лавки можно увидеть проносящиеся дилижансы. И даже услышать звук их колес...

Госдорога3.jpg

ФОТО АВТОРА

Стоит напомнить, что Тосненский ям был второй почтовой станцией на тракте, возникшей по указу Петра Первого еще в 1714 году. Сюда были переселены ямщики и крестьяне из центральных и окраинных губерний России. Со временем ям преобразовали в железнодорожный узел, но суть занятий тосненцев не изменилась – они продолжали обслуживать дорогу, со временем превратившись из ямщиков в железнодорожников.

Еще одна остановка на маршруте «Государева дорога» на территории Ленинградской области – Любань. «Неужели это то же самое здание вокзала? Выглядит точно так, как на дореволюционных фотографиях», – удивляются продвинутые туристы. Действительно, типовой вокзал станции II класса Николаевской железной дороги почти не изменился: его по-прежнему окружают чугунные колонны с декоративными элементами, поддерживающие навес. В привокзальном сквере установлен памятник первому министру российских путей сообщения Павлу Мельникову, а позади него эффектно выглядит схема железнодорожного участка Петербург – Москва.

Чем примечательно это место? Золотой век Любани пришелся на вторую половину XIX столетия, когда напротив вокзала появился первый в России железнодорожный храм во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла архитектора Константина Тона. Кстати, именно в этой церкви отслужили панихиду над телом усопшего императора Александра III во время остановки траурного поезда, следовавшего из Крыма в Петербург в 1894 году.

Сегодня в храме проводятся экскурсии: в его нижнем приделе расположена небольшая историческая экспозиция, где активная прихожанка Елена Георгиевна с благоговением рассказывает о чудесном возвращении храмовой святыни – старинной Тихвинской иконы Божией Матери. По ее словам, в свое время икону прятали в одной из соседних деревень и она сохранилась в единственном уцелевшем в ней доме. «Местные жители убеждены, что без промысла Богородицы здесь не обошлось», – уверена рассказчица. Может быть, именно поэтому Любань стала любимым городом служителей дорог: здесь строили свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства, на улицах царил образцовый порядок и можно было запросто встретить прогуливающихся инженеров, генералов и нарядных дам...

Что касается других интересных мест «Государевой дороги» на территории

Ленобласти, стоит упомянуть деревню Померанье – родовое гнездо известного художника-мариниста Алексея Боголюбова, внука Александра Радищева, некогда описавшего эти места в своем «Путешествии из Петербурга в Москву». В деревне Трубников Бор находилось имение знатных родов Трубниковых и Багратион-Мухранских, по свидетельству современников, бывшее самой великолепной усадьбой на тракте. Увы, но сейчас она стоит в руинах, парк зарос...

Есть и иные примечательные места: в свое время благодаря роскошным Кокаревским дачам по всей дороге гремела деревня Ушаки. А неподалеку от Бабина действовал знаменитый стекольный завод Мальцева, который наряду с Гусь-Хрустальным и Дятьковом выпускал бытовые и высокохудожественные изделия из хрусталя. А разве не способны порадовать бывалого путешественника дворцы и парки Гатчины? Роскошная усадьба Строгановых-Голицыных «Марьино» или таинственные Саблинские пещеры? Если маршрут «Государева дорога» будет развиваться как брендовый, нас с вами ждет еще немало сюрпризов и открытий. А значит, продолжение путешествия по «Государевой дороге» следует.

#туризм #путешествия #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «В гости к сахарной голове».


Комментарии