В гости к принцам и призракам: в усадьбе под Воронежем история переплелась с мистикой
Если вам когда‑либо доведется добраться до станции Рамонь Юго-Восточной железной дороги, не пожалейте времени на визит в одноименный дворцово-парковый ансамбль, расположенную в нескольких десятках километров к северу от Воронежа усадьбу принцев Ольденбургских. Ведь ее история полна крутых поворотов, а в подвалах до сих пор бродят призраки…
В российской черноземной глубинке построенный в стиле неоготики замок принцев Ольденбургских смотрится особенно эффектно./ФОТО АВТОРА
Предприимчивая принцесса
Рамонь когда‑то принадлежала воронежским негоциантам Тулиновым: их особняк, где в 1837‑м останавливались совершавшие путешествие по России будущий император Александр II и его наставник поэт Василий Жуковский, до сих пор украшает проспект Революции (бывшую Большую Дворянскую улицу) в Воронеже. А в старинном доме поселка работают названные в честь Тулиновых ресторан и кондитерский магазин.
Будучи сподвижниками Петра Великого, они соорудили в Рамони верфь, на которой в 1711 году была построена 8‑пушечная шнява «Таймалар», участвовавшая в составе Азовской флотилии в Прутском походе под командованием молодого капитан-лейтенанта будущего исследователя Камчатки Витуса Беринга. Кстати, к 300‑летию российского флота в центре Рамони открыта мемориальная композиция с изображением парусного корабля и бюстом Беринга.
Однако еще в мае 1878 года воронежские владения Тулиновых приобрела принцесса Евгения Ольденбургская — внучка императора Николая I и приемного сына Наполеона генерала Евгения Богарне. По другим данным, Рамонь ей преподнес дядя, Александр II: соответствующий документ царь-освободитель будто бы подписал в крепости Бомарзунд, что на Аландских островах. Во всяком случае усадебный парк ранее украшал Дарственный, или Бомарзундский, камень, а площадку над наружной чугунной лестницей, ведущей в башню Рамонского замка, бюст императора. И если бюст давно утрачен, то камень, выброшенный на свалку искателями якобы зарытых под ним кладов, в 2011 году был найден и водворен на площадь перед парадным фасадом дворца.
Принцесса, в лице которой породнились династии Романовых, Бонапартов и королей Баварии фон Виттельсбахов, прославилась разносторонней деятельностью. В Петербурге, к примеру, ее имя носит 157‑я, бывшая Рождественская женская, гимназия на Лафонской улице близ Смольного. В честь ее святой покровительницы названы Евгеньевская улица и больница № 46 на Старорусской улице — бывший стационар основанной принцессой общины св. Евгении.
В Рамонь принцесса Ольденбургская в 1901 году прокладывает железную дорогу, а для местных крестьян открывает бесплатную лечебницу. С целью обеспечения жителей селения рабочими местами в своем имении она организует производство ковров из верблюжьей шерсти, для чего специально разводит на хуторе Красном верблюдов. А еще активно развивает выпуск разнообразной продукции (до 400 наименований) из местных ягод, выращиваемой на огромных рамонских плантациях сахарной свеклы и т. д. По ее инициативе в 1899 году здесь начинает работу рафинадный цех, а затем вступает в строй и сахарный завод, оборудование которого в итоге было выкуплено воронежскими кондитерами Андреевым и Шварцем. Воронежская кондитерская фабрика, кстати, работает до сих пор.
Готика осталась целой
Проект дома принцев Ольденбургских выполнил архитектор Фердинанд Миллер, а его коллега Христофор Неслер (Нейслер) воздвиг в Рамони неоготический замок. Толстые стены из красного кирпича. Стрельчатые узкие окна. Восьмиугольные башни, отделанные белоснежными зубцами…
Позднее там были отстроены Готические ворота с Часовой башней. «Свитский дом». «Дом с ризалитами». Хозяйственные флигели и водонапорная башня. А в Нижнем парке был устроен и зверинец, в котором содержалась дичь (в частности, 11 оленей) для пышных рамонских охот. В усадьбе Ольденбургских работали и петербургские мастера. Например, архитекторы Иероним Китнер (его работы — корпуса Соляного городка на набережной Фонтанки и Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду) и Степан Кричинский, художник Сергей Чехонин.
В начале ХХ столетия поместье Ольденбургских перешло под контроль Удельного ведомства, а после Октябрьской революции было национализировано. В нем разместилась опытно-производственная станция по разведению сахарной свеклы, преобразованная в 1959 году (тогда же Рамонь посетил Никита Хрущев) во Всероссийский НИИ сахарной свеклы и сахара. Гитлеровцы, нещадно бомбившие и на полгода частично оккупировавшие Воронеж, на Рамонь, как рассказывают, не сбросили ни одной бомбы, памятуя о немецких корнях Ольденбургских, и поэтому в замке во время воздушной тревоги пряталось местное население. Реставрация зданий комплекса началась лишь в 1970‑х годах, а первую музейную экспозицию здесь открыли лишь в 2014‑м.
От сахарных голов до «чижиков-пыжиков»
На подъезде к усадьбе нас встречает памятник знаменитому оружейнику, конструктору легендарной трехлинейной винтовки Сергею Мосину, родившемуся в Рамони в 1849 году. А после прогулки по регулярному Верхнему парку мы проходим через парадный двор в сам замок.
В апартаментах первого этажа — в Большой столовой и Музыкальной гостиной, в рабочем кабинете и библиотеке — полным ходом идет реставрация. Но в цокольном этаже уже открыта посвященная многогранной деятельности Ольденбургских постоянная выставка «На благо Отечества». Она рассказывает посетителям о первом на Кавказском побережье климатическом курорте в Гаграх и расположенном в Петербурге Институте экспериментальной медицины, которые основал принц Александр Петрович Ольденбургский. О рамонском заводе, чью продукцию олицетворяют муляжи гигантских сахарных голов. И о воспитанниках основанного в 1835 году по инициативе принца Петра Георгиевича Ольденбургского Императорского училища правоведения, известных по зелено-желтому мундиру «чижиков-пыжиков». А рядом — точно такая же, как над Фонтанкой, статуэтка Чижика-пыжика.
Обойдя дворец, спускаемся по лестнице в Нижний парк к руинам сахарного завода. На первой же площадке останавливаемся у грота, над которым вновь появилось металлическое изображение невиданной рыбы. Когда‑то из ее пасти била фонтанная струя… А из грота, говорят, ко всем помещениям дворца были проложены подземные галереи…
Что касается тайн замка Ольденбургских, то говорят, что шепот в одной из его башен слышен во всех помещениях. Сама хозяйка могла слушать все разговоры во дворце, находясь в комнате рядом с кабинетом: она так и называлась — «Ухо». Кроме того, нередко упоминают и о том, что в здании до сих пор появляются призраки. То видят даму в вуали, якобы появляющуюся в подвалах. То вспоминают легенду о колдуне, который проклял замок и его обитателей. То рассказывают об увлечении сына принцессы Петра спиритизмом. Ведь крохотную восьмигранную комнату с красивыми сводами в подвале он оборудовал зеркалами и, находясь там в полном одиночестве, вызывал духов умерших…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7598) от 07.02.2024 под заголовком «В гости к принцам и… призракам».
Комментарии