В Гатчине подошли к концу работы на фасадах Павловского собора
Им вернули исторический серый цвет. Сейчас реставрация идет в интерьерах.
ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА
Павловский собор — главный в Гатчине. Он завершает перспективу пешеходной Соборной улицы. Храм был построен в 1852 году по проекту Романа Кузьмина (при участии именитого петербургского зодчего Константина Тона). Инициатор возведения собора Николай I посвятил его своему отцу, основателю Гатчины Павлу I, потому и было выбрано такое название — в честь апостола Павла.
Облик выполнен в русско-византийском стиле с элементами классицизма. Здание пятиглавое, главный барабан имеет двенадцать граней, четыре угловых — по восемь граней. В двух угловых главах оборудованы звонницы (исторические девять колоколов были привезены в Гатчину из Валдая).
В поселке Карташевская Гатчинского округа завершается строительство Петропавловской церквиВ советское предвоенное время храму грозило существенное изменение облика. «Закрытый храм привлек внимание местных властей, которые решили превратить его в кинотеатр. В здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. В начале мая 1941 года был разобран алтарь, пробиты окна и борозды для перекрытий. Из-за отсутствия денег задержалась разборка куполов, а с началом войны все работы были прекращены», — писала «Гатчинская правда».
Тем не менее в советское время храм изменил свой цвет. Фасады стали желтыми с зелеными куполами, что было характерно для той поры (похожую расцветку имел и Владимирский собор в Петербурге).
В 2020 году по заказу областной Дирекции по сохранению объектов культурного наследия началась реставрация фасадов. В ходе работ храму вернули исторический облик со светло-серыми стенами и такими же куполами. Также были восстановлены утраченные элементы декора. Сейчас леса сняли, но строительный забор вокруг храма еще стоит.
Дело в том, что реставраторы приступили ко второму этапу — восстановлению храмовой живописи и иконостаса. Сам кипарисовый иконостас оригинальный. В конце 1930‑х годов его разобрали и собирались было уничтожить, но гатчинка Варвара Прозорова купила его якобы «на дрова», чтобы сохранить до лучших времен. Они наступили довольно скоро, и уже к началу 1950‑х иконостас вернулся на свое место.
О живописи зампред правительства Ленинградской области — председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой рассказал следующее: «Мы сохраняем каждую деталь подлинной росписи. Под слоями краски было обнаружено первоначальное золочение фона. Оказалось, он изначально изображал небесный свод. Наши мастера уже воссоздали облака, скоро добавят и позолоченные элементы. Также под слоями обнаружили надписи — на скрижалях оказались цитаты из Нового Завета на старославянском».
Читайте также:
В поселке Виллози завершается благоустройство большой зоны отдыха
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (8013) от 14.10.2025 под заголовком «Соборная перспектива».




Комментарии