В экспедицию без зарплаты. Как стать волонтером на раскопках?

Каждый год в летний сезон проводится множество археологических экспедиций, в которых вместе с профессионалами работают помощники-энтузиасты. Как стать волонтером на раскопках, что нужно знать перед поездкой, чтобы не разочароваться и не стать жертвой мошенников? Думать об этом и выбирать подходящие маршруты нужно задолго до начала сезона.

В экспедицию без зарплаты. Как стать волонтером на раскопках? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Романтика не для всех

Археологические раскопки привлекают своей романтикой. Рассказы о поиске древних артефактов, жизни в полевом палаточном лагере, посиделках у вечернего костра и знакомстве с интересными людьми воодушевляют многих. Однако весь этот ореол разбивается о жесткую реальность, которая оставляет на раскопах только истинных любителей истории и археологии, готовых к тяжелому труду и жизни в спартанских условиях.

«Я пробовал стать волонтером-археологом, – делится петербургский программист Максим Свиридов. – Порылся в Интернете, нашел интересный вариант раскопок некрополя на Керченском полуострове. Приехал и... пожалел. Лагерь находился прямо на берегу моря. Проживание в своих палатках. С волонтеров собирали взносы на питание в районе 500 рублей в день, при этом меню, с учетом физической работы, которую мы выполняли, было так себе. Работой, по сути, никто не руководил. Руководство лагеря появлялось на раскопе, только когда приезжали журналисты. Весь процесс держался за счет энтузиазма отдельных участников. Обещанной культурной жизни в лагере не было. Так и не понял волонтеров, которые согласны в таких ужасных условиях махать лопатой на чужой отчет или диссертацию, да еще и платить за это».

Подобные негативные впечатления от археологических экспедиций не редкость. Поэтому, прежде чем принимать решение о поездке, необходимо адекватно оценивать свои физические возможности и готовность к трудностям. Экспедиции бывают как государственными, так и частными, а их финансирование, качество организации и отношение к людям может сильно отличаться. Чтобы попасть в одну экспедицию, нужно пройти жесткий конкурсный отбор, а в других всегда недобор.

На поиск бивней мамонта

И все же каждое лето тысячи волонтеров-археологов собирают рюкзаки и отправляются на поиск сокровищ и впечатлений.

«По специальности я не историк и не археолог, но уже несколько лет с удовольствием работаю в археологических экспедициях в качестве волонтера, – рассказывает руководитель археологического направления Санкт-Петербургских студенческих отрядов Дарья Строгальщикова. – Мне нравится древняя история и мифология, кроме того, в ходе экспедиций снимаю тематические видеоматериалы. Одна из последних поездок была в деревню Костенки Воронежской области, где расположены известные палеолитические стоянки древнего человека. Там огромное количество останков мамонтов, а вне зоны раскопок мы нашли кости динозавров».

Как показала практика, ехать в экспедицию лучше в составе организованного волонтерского отряда. У каждого такого отряда есть руководитель, который заранее решает все оргвопросы, заключает необходимые договоры. При этом не стоит думать, что волонтерский отряд – это безликая трудовая бригада. Это целая субкультура, которая живет не только в сезон раскопок. На его базе проводятся различные образовательные, культурные и спортивные мероприятия.

«На сегодняшний день в Петербурге работает девять студенческих отрядов археологического профиля, которые базируются в вузах, – рассказывает Дарья. – У каждого из них свои традиции. Однако привязка членов клуба к тому или иному вузу условная. Любой желающий заниматься археологией имеет возможность вступить в выбранный отряд, даже если не является студентом соответствующего учебного заведения. Нет и возрастных рамок, однако в большинстве случаев это молодежь до 25 лет».

Еще один плюс организованных отрядов – гарантия не оказаться на нелегальных раскопках, за участие в которых грозит уголовная ответственность. И, конечно, это защита от мошенников, которые в последнее время активизировались на фоне растущего спроса, вызванного закрытием границ. Мошенники создают в соцсетях фейковые аккаунты известных организаций или специалистов, через которые объявляют о наборе волонтеров в экспедицию, например, на Алтай, собирают с желающих взносы и пропадают.

Помощники с пустыми карманами

Как правило, студенческие отряды археологов-волонтеров предпочитают сотрудничать с экспедициями, которые оплачивают дорогу и проживание в лагере, ведь молодые люди искренне готовы помогать, но не платить деньги из своего кармана. С другой стороны, профессиональным археологам нужна помощь, но зачастую также нет денег на «лишние рты». В этой ситуации помощь может оказать только государство – хорошим подспорьем становятся гранты.

Например, в этом году на грант в номинации «Обеспечение участия молодежи в археологических экспедициях» от фонда «История Отечества» было принято 36 заявок со всей России, из которых поддержано десять. В списке победителей проект ежегодной летней археологической школы «Старая Русса – Пятницкий раскоп», организованной на базе Старорусской археологической экспедиции Центра археологических исследований Гуманитарного института НовГУ.

«Мы принципиально не берем с волонтеров деньги, поэтому грант для нас жизненно необходим, – объясняет заведующий сектором полевых исследований Центра археологических исследований НовГУ Павел Колосницын. – В этом году будет организована одна трехнедельная смена в конце июля – начале августа. Пока ориентируемся на то, что примем 30 человек. Именно на такое количество людей хватит грантовых денег. При этом продолжаем собирать средства, чтобы принять большее число волонтеров, так как их помощь нам нужна».

При этом критерии для набора добровольцев в центре демократичные.

«Приезжают к нам люди разных профессий и социального статуса, – рассказывает Павел. – В археологической школе есть возрастные рамки до 30 лет, а на дополнительные места мы готовы принять всех желающих без ограничений по возрасту. У нас работали и пенсионеры, и семьи с детьми, и студенты, и квалифицированные специалисты-астрофизики. Желающих больше, чем мест, поэтому отбор заявок проходит в формате конкурса. Предпочтение отдается тем, кто приезжает на полный срок».

На бесплатной основе набирает участников волонтерского образовательного лагеря на базе Опушкинской археологической экспедиции в Крыму благотворительный фонд «Наследие тысячелетий» совместно с Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского и Институтом археологии Крыма РАН.

А фонд «Археология» и руководство Восточно-Боспорской археологической экспедиции, набирающие добровольцев для участия в раскопках античного некрополя и поселения Кыз-Аул и исследования русской крепости Керчь, находятся в активном поиске дополнительных средств. Поэтому честно предупреждают, что волонтерам придется сдавать взносы. Эти деньги будут использованы на строительство лагеря, питание волонтеров, хозяйственные нужды.

Не лопатой единой

Еще один момент, на который надо обратить внимание при выборе экспедиции, – это наличие образовательной и культурной программ и отношение к членам команды.

«Большую часть времени участников нашей экспедиции, как на любых других археологических проектах, занимает непосредственная работа на раскопе, – предупреждает Павел Колосницын. – Главный инструмент волонтера – лопата, а главное действие – копать по шесть-семь часов в день и в жару, и в дождь, и в сильный ветер. Но если вы не обладаете хорошей физической формой, ставить на себе крест не стоит. На раскопках есть такой вид работы, как обработка найденных артефактов. Здесь ценится умение зарисовывать и фотографировать находки, составлять план раскопа, вести дневники для оформления научных отчетов. Находят применение и программисты, и профессиональные повара. При этом участники нашего проекта не просто копают, а на практике знакомятся с современной методикой полевых исследований у профессиональных археологов. Для этого организован цикл тематических лекций и экскурсий».

В результате для кого-то раскопки становятся интересным одноразовым приключением, а кто-то втягивается и выезжает каждое лето или даже становится профессиональным археологом. В любом случае, отправляясь в экспедицию, нужно быть готовым, что она может круто изменить жизнь.

#экспедиция #волонтерство #раскопки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (6892) от 30.03.2021 под заголовком «На раскопки без зарплаты».


Комментарии