В долине рек Саблинки и Тосны откроют визит-центр с коллекцией минералов
Долины рек Саблинки и Тосны известны водопадами и рукотворными пещерами – старыми горными выработками. А еще петербургские студенты, будущие геологи, проходят там летнюю практику.
ФОТО Википедия/ Anisova Anna / CC BY-SA 4.0
Да и маститых знатоков недр это место, где встречаются редкие полезные ископаемые, влечет с давних пор. Неудивительно, что у специалистов, работающих на территории саблинского памятника природы, появилась идея открыть здесь визит-центр с коллекцией местных минералов, своего рода геологический музей. Пандемия отодвинула осуществление этого замысла, однако он вполне выполним.
Сама природа сотворила здесь геологический полигон, где можно изучать, как по учебнику, древние обнажения горных пород, в основном песчаников и известняков. К тому же заповедная зона, о которой идет речь, находится недалеко от Петербурга (40 км) в Тосненском районе Ленобласти. Потому-то геологов, которые проложили в этих живописных местах маршруты, она притягивает как магнит.
Обнажения кембрийских и ордовикских пород, богатые палеонтологическими находками, видны в каньонообразных долинах здешних рек. Именно в этих местах в конце XIX века создавались первые геологические карты Северо-Запада России и коллекции окаменелостей, заложивших основу отечественной палеонтологии. В разные годы геологические исследования проводили у Саблинки такие выдающиеся ученые, как Яким Зембицкий, Христиан Пандер, Эдуард Эйхвальд, Александр Фольборт, и другие.
Многие саблинские обнажения получили известность больше ста лет назад, включая 21-е (на геологических картах они пронумерованы), вдохновившее художника Алексея Тыранова создать картину «Вид на реке Тосно близ села Никольского», которая находится в Русском музее. У слияния рек Саблинки и Тосны в начале 1920-х годов появилась учебная станция Ленинградского университета, переехавшая потом выше по течению Тосны. А поблизости находилась база Горного института.
На территории этого природного комплекса встречаются почти все полезные ископаемые, которыми богата Ленобласть, кроме кристаллических горных пород, характерных для Карельского перешейка, и бокситовых пород. Так что геологическая экспозиция будущего визит-центра будет богатой, как пещера Аладдина, уверен кандидат геолого-минералогических наук Николай Натальин, научный сотрудник ленинградской общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия», которая «опекает» эту заповедную зону.
«Краеведческий музей, расположенный в местной школе, знакомит с историей здешних мест, – говорит он, – а наш визит-центр «оживит» геологию и расскажет о древних морских животных, останки которых сохранились в известняках. Это трилобиты, брахиоподы, мшанки, морские лилии и конулярии, жившие сотни миллионов лет назад, в эпоху среднего ордовика».
Геологический раздел будет включать мраморный оникс – поделочный камень и так называемый пещерный жемчуг – натечное образование в карстовых пещерах. Там будут представлены известковые туфы и известняки – хороший строительный материал, глауконитовые песчаники и кембрийская синяя глина, годная для производства кирпичей и керамической плитки. А еще диктионемовый сланец и арргелиты, из которых на фабрике, существовавшей в поселке Саблино (ныне Ульяновка), делали грифели для карандашей.
В экспозицию войдут также пириты, зеленые глины (на их основе выпускали краски для всей Санкт-Петербургской губернии) и образцы фосфоритовых руд из Ульяновского месторождения, которое находится на территории памятника природы и потому не осваивается. А ее центральный раздел будет посвящен кварцевым песчаникам (их возраст – около 500 млн лет), используемым для производства стекла и знаменитого императорского хрусталя.
Саблинское месторождение стекольных песков, крупное по запасам, было известно еще во времена Екатерины II, но разрабатывать его стали с 1860 г. Крестьяне, жители окрестных деревень, делали подземные выработки и добывали это сырье с помощью кайла и лопаты. Его грузили на плоскодонные баржи, подплывавшие к берегам Тосны, а часть песков везли на подводах к железнодорожной станции Саблино.
Это сырье доставляли в Петербурге на Императорский стеклянный завод и в другие места, поясняет Николай Натальин. Саблинский песок был отменного качества, с высоким содержанием кварца. Кроме обычного прессованного стекла из него делали бемское, рифленое и волнистое, стекла для очков и иллюминаторов.
Добывали эти пески больше ста лет, пока не появились механизмы, позволявшие вскрыть известковые толщи и перейти к открытому, более рентабельному способу добычи. Такие карьеры возникли поблизости, у деревни Захожье, а последний рудокоп покинул саблинские выработки в конце 1920-х.
«Кварцевые пески вывозили оттуда на тачках, – продолжает геолог, – но по некоторым сведениям, в начале XX века построили узкоколейную дорогу и стали использовать вагонетки. Недавно, делая лестницу при спуске в речной каньон, мы нашли фрагмент этой дороги: рельсы и металлические сборные шпалы».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6998) от 30.08.2021 под заголовком «Пещера Аладдина на Саблинке».
Комментарии