В бой без пистолета. 6 апреля отмечается День работников следственных органов МВД России

Любители детективных сериалов, коих в последнее время появилось великое множество, наверняка уверены, что следствием в нашей полиции заправляют женщины — бойкие, решительные, гоняющиеся за преступниками с пистолетом. Правды в этом немного — прекрасный пол в следственных органах, конечно, присутствует, но не в большинстве и без эффектных погонь. А героиня нашего рассказа — хрупкая, чуть застенчивая — напрочь ломает стереотип о брутальных женщинах-следователях. Зато по итогам прошлого года она была признана лучшим следователем управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков питерского полицейского главка.

В бой без пистолета. 6 апреля отмечается День работников следственных органов МВД России | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Несмотря на свой молодой возраст, Мария Мишина стаж борьбы с наркотиками имеет очень даже приличный. Начинала еще в Наркоконтроле (который, напомним, перестал существовать в 2016 году), потом «без отрыва от производства» перешла в соответствующее полицейское подразделение. Опыт, наработки — все сохранилось и пригодилось. Специализация здесь — момент принципиальный. Сфера эта особая, требующая множества весьма специфических познаний и навыков. Причем этот «багаж» необходимо постоянно пополнять и обновлять. Мир наркоторговли видоизменяется стремительно — там, где крутятся большие деньги, работают самые изощренные умы.

Когда Мария начинала работать, большую часть запретного товара составляли растительные наркотики. Потом на этот рынок стремительно вторглась синтетика, и ныне она уже его практически полностью завоевала. Разновидностей этого зелья немереное количество, товар поступает как из‑за границы, так и изготавливается местными умельцами.

Меняются и способы его распространения — «из рук в руки» никто уже не торгует, продавец с покупателем состыковываются через Интернет, договариваются о месте закладки и способе оплаты. Деньги, как правило, переводятся на некие обезличенные счета, а потом либо обналичиваются через банкоматы, либо переводятся в криптовалюту и уходят за рубеж.

Видоизменяется и структура «торговых сетей». Несколько лет на рынке господствовал монополист — грандиозный интернет-магазин «Гидра». Название свое он оправдывал — выстроенная система казалась всепроникающей и неуязвимой. Но… в один прекрасный день оказалась полностью разгромленной нашими правоохранителями. ­Разумеется, активно в этом участ­вовала и Мария Мишина. Вот только в отличие от своих экранных коллег главной фигурой здесь она себя не считает. Это большая совместная работа следователей, оперативников, экспертов и других специалистов.

Теперь на место «Гидры» пришло множество более мелких структур производителей-сбытчиков. Принцип их работы в основном остался тот же. Есть организатор бизнеса, который либо сам производит наркотик, либо получает крупные партии товара через Интернет. Непосредственным созданием сети сбыта занимаются несколько операторов. Они принимают информацию от потребителей, находят места для мастер-кладов (более мелких партий), которые потом забирают закладчики среднего звена. Те фасуют товар на «чеки» весом несколько граммов и передают рядовым закладчикам. А они уже разносят их по «точкам сбыта».

Обычно последние два звена — такие же потребители, которые подрабатывают за дозу. При этом их действия тщательно контролируются «сверху», за малейшую оплошность (недовес, просчет в маскировке закладки и т. д.) следуют суровые наказания. Продуманы также системы связи с покупателями, способы и формы оплаты, вербовка и проверка новых работников низшего звена.

Вычислить и поймать рядового закладчика — дело нетрудное, это «расходный материал», которому быстро находится замена. Гораздо сложнее выйти на уровень оператора, а тем более — на организатора, учитывая, что последние сплошь и рядом обитают за границей. Тем не менее в активе Марии Мишиной немало организованных преступных групп, ликвидированных полностью, с задержанием первых лиц.

Кто эти люди? Осознают ли они степень своей общественной опасности? Мария слегка разочаровывает: оказывается, это отнюдь не какие‑то прожженные боссы криминального мира, а часто обычные, с виду вполне приличные, граждане. Вот из недавних случаев — два брата, занимавшиеся строительным бизнесом в Ленинградской области. Получаемые доходы их, видимо, не устраивали, и они решили подзаработать на продаже сильнодействующих и наркотических веществ. Нашли возможность получать товар через Интернет, создали структуру, денежки потекли…

О том, какие статьи УК, если поймают, им будут вменять, они, конечно же, знали. Но большие деньги затмевали разум — надеялись, что как‑нибудь обойдется. Не обошлось. А сроки по тем статьям, между прочим, предусмотрены огромные. Братьям, на минуточку, светит пожизненное заключение. И отправила их в долгий путь молодая симпатичная женщина с приятной доб­рой улыбкой.

Объем следственных действий по этим делам огромен: многочисленные экспертизы, тщательное изучение всех подробностей жизни задержанных — круг общения, ближайшее окружение, привычки и увлечения, телефонные переговоры, доходы и расходы. А когда в деле фигурируют подпольные лаборатории, приходится изучать и описывать обнаруженное там оборудование, прекурсоры и готовый продукт. Разумеется, для этого необходимо владеть специальными познаниями в химии и определенных химических технологиях. А поскольку все это еще и постоянно совершенствуется, следователю приходится все время учиться.

Кстати, на лаборатории иногда выходят самым неожиданным образом. На обыске у одной девушки нашли подарочную коробку с очень дорогими туфлями. Заподозрили, что это подарок ее молодого человека. Выяснилось, что такие туфли продаются только в пяти магазинах города. Просмотрели записи их видео­наблюдения и на одной из них этого человека обнаружили. Пришли к нему в его загородный дом — а там лаборатория по производству «синтетики»…

— В этих лабораториях жуткий запах, — рассказывает Мария. — Без противогаза невозможно находиться. Те, кто там работает, реально гробят свое здоровье. Но жажда денег побеждает любую осторожность. Между прочим, противогазы обеспечивают идеальную доказательную базу — на них остаются биологические следы, по которым генетическая экспертиза однозначно идентифицирует человека. Так что в этих случаях запираться бесполезно.

Сегодня в производстве у Мишиной объемное дело, объединившее около тридцати «глухарей» по фактам закладок в разных районах города. Арестованы 14 человек: закладчики двух уровней, бухгалтер, операторы. И это еще явно не предел — предстоит огромная работа.

— Как удается вам, такой с виду вполне добродушной, «раскалывать» матерых уголовников? Наверное, кричите на них, страху нагоняете?

— Нет, не кричу никогда, — улыбается Мария. — Да, могу сказать строго. Но лучше всего действует, когда выкладываю на стол неопровержимые доказательства: вот, мы все уже о вас знаем. А чистосердечное признание смягчает вину…

— А что позволило стать лучшим следователем — удачное стечение обстоятельств?

— Нет, я просто очень много работала, — признается Мария. — А еще муж помогал.

Разговор наш проходил воскресным вечером в ее служебном кабинете. А рядом сидел муж по имени Илья — подшивал толстые пачки следственных документов.

— Вам нравится такая семейная жизнь? — спросил я его.

— Я бы никогда на такое не согласился, если бы сам не был военнослужащим и не работал в таком же режиме, — улыбнулся он. — К работе жены отношусь с пониманием и уважением. Всегда готов к тому, что ее могут вызвать в любое время суток, надолго задержать. У нас четырехлетний ребенок — когда у Марии на работе аврал, я с ним сижу. Когда у меня — она «встает на вахту». А если мы оба заняты, приходится просить родителей. Но и они тоже все прекрасно понимают…

Илья — капитан 2-го ранга, Мария — майор. Но на вопрос, кто глава семьи, подумав, она отвечает: «У нас равноправие». Илья добавляет:

— Поначалу я сопротивлялся. Но потом понял, что это бесполезно. С ней невозможно спорить, лукавить, что‑то недоговаривать — она меня видит насквозь. И всегда находит самые точные и убедительные слова. Так что единственный вариант — абсолютная честность и полное доверие друг к другу. На этом наше счастье и основано. А у кого все хорошо дома, у того хорошо и на работе.

Собственно, все доказательства этого были налицо.


#мвд #следователь #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7637) от 04.04.2024 под заголовком «В бой без пистолета».


Комментарии