В Азербайджанской Республике 1 сентября состоялись парламентские выборы

Событие, которое вновь привлекло внимание международных СМИ к этой стране.

В Азербайджанской Республике 1 сентября состоялись парламентские выборы  | ФОТО Hikmat Gafarzada on Unsplash

ФОТО Hikmat Gafarzada on Unsplash

Стабильность и мультикультурализм

За время трехнедельного пребывания в Азербайджане прошедшим летом у меня сложилось стойкое представление о том, что сами выборы в законодательный орган власти — милли меджлис (национальное собрание) — не вызвали в азербайджанском обществе большого интереса. АР — президентская республика, а буквально в феврале нынешнего года в стране состоялись президентские выборы, на которых в пятый раз победу одержал Ильхам Алиев, занимающий высший государственный пост с 2003 г.

Президентская власть действительно очень сильна в этой стране. В конституции оговаривается, в частности, что «президент олицетворяет единство народа Азербайджана и обеспечивает преемственность азербайджанского государства», являясь гарантом независимости и территориальной целостности страны и независимости судебной системы. Избирающийся на семилетний срок глава государства, согласно действующему основному закону, имеет очень большой перечень полномочий: назначает главу правительства и членов кабинета министров, формирует центральные и местные органы власти, назначает на должности высший командный состав вооруженных сил АР.

Западноевропейские политологи зачастую называют сложившуюся в Азербайджане политическую систему «наследственной респуб­ликой», намекая на то, что действующий президент Ильхам Алиев унаследовал власть от своего отца, известного в прошлом советского политического деятеля Гейдара Алиева, возглавлявшего страну в 1993 – 2003 гг., а в прошлом, в «брежневские» времена, занимавшего должность первого секретаря республиканской компартии. Как бы то ни было, но «тень» Г. Алиева мы можем встретить повсюду в Азербайджане; во всех городах страны ему воздвигнуты монументы, культурные центры и городские парки носят имя отца нынешнего главы государства. Что касается темы «наследственности» и «семейственности», то подтверждает такой тезис и тот факт, что супруга Ильхама Мехрибан Алиева исполняет с 2017 г. должность первого вице-президента АР…

Однако высокий уровень политической стабильности в южнокавказском государстве определяется далеко не только этими моментами. То, что на президентских выборах в феврале И. Алиев победил с 92 % голосов, — свидетельство действительно высокого общественного доверия к власти. Во многом оно связано с результатами 44‑дневной войны 2020 г., в ходе которой Азербайджан установил контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими районами, которые четверть века были под армянским контролем. На мой взгляд, также важно отметить, что общество солидарно с государственной политикой по поддержанию светского образа жизни, мультикультурализма и уважения прав национальных меньшинств.

Лидер Южного Кавказа

Надо полагать, что высокий рейтинг и уровень доверия к действующей власти основывается и на постоянном прогрессе социально-экономических показателей. За последнее десятилетие я уже не первый раз посещаю Азербайджан и могу на бытовом уровне засвидетельствовать: в плане экономики и социальной политики в стране делается очень много.

Валовый внутренний продукт АР составляет примерно 80 млрд долларов, что делает Азербайджан бесспорным экономическим лидером в Закавказском регионе. Баку уже достаточно давно превратился в современный мегаполис международного уровня, где представлены офисы самых известных на планете компаний. Но, поездив в августе по различным районам республики, поговорив с местными жителями, я сделал для себя вывод о том, что в социальном отношении активно развивается и азербайджанская провинция. Средняя зарплата в стране составляет примерно 900 манатов (сейчас один манат равняется 53,8 руб.). Государство регулярно повышает размер минимальной зарплаты. Большие средства инвестируются в развитие образования и научных исследований, в оборонно-промышленный комплекс. 

Важнейшим делом исполнительной власти за последние десятилетия стал курс на диверсификацию национальной экономики. И это на фоне сокращения размеров экспорта азербайджанской нефти в последние годы действительно происходит. Зато одновременно создаются новые предприятия в таких отраслях, как металлургия, горнодобывающая промышленность, химическая индустрия, производство строительных материалов, машиностроение и т. д. В Баку, да и других ведущих городах Азербайджана, вовсю развивается сектор информационно-коммуникационных технологий. Страна официально разделена на 14 экономических районов; они в свою очередь включают специальные экономические зоны, промышленные парки и кварталы. В последние несколько лет огромные расходы пошли на развитие карабахской зоны. Нет сомнений в том, что со временем они обязательно принесут свои плоды.

Петербуржцы давно и по достоинству оценили качество азербайджанских сельхозпродуктов — помидоров, соков, чая, сухофруктов. Власти республики не обходят вниманием сельское хозяйство. Важный момент: путешествуя по разным направлениям, ни разу не увидел в АР заброшенных деревень. У Азербайджана имеется серьезный потенциал для развития исторического, пляжного, гастрономического, ландшафтного, здравоохранительного и иных видов туризма. Во всяком случае в постковидный период поток зарубежных туристов в страну растет.

Во главе угла — национальные интересы

Для азербайджанской дипломатии свойственна многовекторность, но во главе угла стоят прежде всего национальные, государственные интересы. С самого начала Азербайджан участвует в деятельности Содружества Независимых Государств, со многими постсоветскими странами у АР сложились достаточно тесные взаимоотношения.

Это относится и к Российской Федерации. Как отметил некоторое время назад Владимир Путин, «мы чувствуем настрой руководства Азербайджана на строительство межгосударственных связей именно на основе взаимного интереса». В сегодняшней ситуации в южнокавказском регионе, если мы берем международно признанные страны, именно АР становится основным политическим партнером для Моск­вы. При этом важно подчеркнуть, что активно развиваются и экономические связи наших стран, по итогам 2023 г. взаимный товарооборот увеличился на 17,5 %. В стране действуют несколько сотен русских школ, что создает основу и для активного гуманитарного сотрудничества.

С 2019‑го по 2024 г. Азербайджан выступал в роли страны, возглавлявшей Движение неприсоединения. Немалым влиянием пользуется южнокавказская страна в Организации исламского сотрудничества, а также в Организации тюркских государств. Так сложилось, что главным политическим и военным союзником АР выступает Турция. Флаги этой страны можно увидеть здесь повсюду, турецкий капитал играет в азербайджанской экономике весьма заметную роль, большое число телеканалов Турции (учитывая родственность двух языков) транслируется на весь Азербайджан. Известный тезис «Две страны — один народ» пользуется поддержкой и на официальном уровне, и в народной среде.

Баку делает также ставку на развитие разнообразных экономических, финансовых и научных связей с западным миром, но при этом власть в стране категорически не принимает давления. Так, в свое время АР присоединилась к Восточному партнерству ЕС, но даже потенциально о вступлении в Евросоюз в Азербайджане не думают. У республики сложились неплохие отношения с отдельными европейскими странами (например, с Великобританией, Италией, Венгрией), с некоторыми государствами речь идет и о долгосрочном военно-техническом сотрудничестве.

В качестве противовеса можно привести пример Франции, которая объективно политически поддерживала Армению. В ответ выпускник МГИМО Ильхам Алиев придумал очень нестандартный ход: за госсредства в отдаленные заморские владения Французской Республики (Океания, Карибы, Южная Америка) были направлены азербайджанские журналисты, деятели культуры, историки. Они установили связи с местными сторонниками независимости, была создана Бакинская инициативная группа, а Алиев теперь заявляет, что «среди направлений нашей внешней политики борьба с неоколониализмом имеет особое значение».

Еще одним индикатором высокого международного авторитета АР является то, что в конце текущего года именно в Баку состоится Конференция ООН по климату COP29. Судя по предварительным данным, в столицу Азербайджана приедут десятки тысяч зарубежных гостей. На это время в Баку учебные заведения и многие предприятия и фирмы перейдут на дистанционный режим работы, а обычные воздушные рейсы просто отменят. Что же, на Кавказе всегда умели принимать гостей и устраивать праздники…

«Партия власти»: господство в пределах разумного

О слабом интересе граждан АР к законодательным выборам свидетельствуют сухие цифры: если в феврале на президентские выборы пришли более 76 % избирателей, то 1 сентября на избирательных участках оказались лишь немногим более 37 % граждан. В общем‑то, никакой интриги не было: вот уже три десятилетия подряд победу на парламентских выборах одерживает партия «Новый Азербайджан» (ПНА).

Для нынешней республики она, вне всяких сомнений, является полноценной «партией власти». В известном смысле эта партия — детище семейства Алиевых. В 1992 г. ее создал Гейдар Алиев. Нынешний глава государства является председателем, а его супруга — первым заместителем председателя. В 10‑миллионном Азербайджане численность ПНА достигает сейчас около 775 тысяч человек, что говорит о ее системном значении для азербайджанского общества. Естественно, что большинство министров, глав районных администраций, мэров городов состоят в «партии власти».

В политическом плане ПНА позиционирует себя как светская правоцентристская, умеренно консервативная партия, на международном уровне участвует в качестве наблюдателя в Центристском демократическом интернационале. У ПНА налажены прямые дружественные отношения с турецкой Партией справедливости и развития, «Единой Россией», правящими партиями пост­советских центральноазиатских стран. Любопытен девиз ПНА: «Партия «Новый Азербайджан — партия прошлого, настоящего и будущего».

Однако вот какой любопытный момент. Являясь, безусловно, решающей силой азербайджанской политики, эта партия не стремится к тому, чтобы тотально господствовать в парламенте. Так, после парламентских выборов 2010 – 2020 гг. в 125‑местном милли меджлисе было по 69 – 71 представителю правящей партии; правда, десятки избранных независимых депутатов тоже были достаточно лояльны исполнительной власти. Также обычно попадают в национальное собрание по нескольку членов малых, в основном консервативных, партий. На сей раз ПНА провела еще меньше — 68 депутатов.

Правонационалистическая оппозиция в лице партий «Мусават», «Республиканская альтернатива» уже поспешили заявить о многочисленных фактах фальсификаций и непризнании результатов «нечестных выборов». Однако вряд ли этот демарш окажет серьезное значение: политическая стабильность в Азербайджане весьма крепкая.

Читайте также:

Альтернативные партии наступают: земельные выборы в ФРГ принесли успех оппозиции

Верховный суд Венесуэлы утвердил результаты президентских выборов


#Азербайджан #парламент #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7743) от 06.09.2024 под заголовком «Азербайджан на подъеме».


Комментарии