В Арктической зоне России хотят создать условия для комфортного проживания
Обещаниям властей поднять уровень жизни в Русской Арктике до среднероссийского, признаться, пока верят не все северяне. Отток населения оттуда принял угрожающие размеры: только за последние 15 лет ее покинули, по некоторым оценкам, более 150 тысяч человек. Переломить ситуацию не удается, а вот приостановить этот процесс можно. Чиновники, старающиеся создать там условия для комфортного проживания в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», по крайней мере на это рассчитывают. И на Северо-Западе страны надежды их, судя по результатам работы, которые они представили петербургским журналистам, не лишены оснований.
ФОТО pixabay
Статистика, отражающая происходящие в Арктической зоне РФ (АЗРФ) миграционные процессы, и впрямь довольно тревожная. Можно рассуждать на форумах о благих переменах, которые там происходят или не сегодня-завтра наступят, но цифры говорят сами за себя. На излете советской эпохи, когда людей удерживали за полярным кругом высокие заработки вкупе с вполне налаженным бытом, эти регионы обживали 3,47 млн человек. А теперь – около 2,41 млн северян (1,5% населения РФ), которые обеспечивают десятую часть внутреннего валового продукта страны.
Никто не говорит, что остановить людей, мечтающих перебраться на большую землю, можно, только повысив там качество жизни. Если число рабочих мест сокращается, сохранить человеческий капитал на северах (а это главное их богатство, уверяют чиновники) не удастся, даже если ставить в каждом дворе качели и укладывать всюду свежий асфальт. В этом убеждает опыт таких моногородов, как Воркута, где за последние годы население сократилось более чем вдвое, до 58 тыс. человек, а из 29 действующих шахт осталось четыре. Остальные компания «Северсталь», владелец тех предприятий, закрыла как неперспективные.
Однако украшать жизнь северян, где полярная зима длится полгода, тоже важно. Другое дело, что сами муниципалы, учитывая удаленность студеных регионов, где стройматериалы стоят втридорога, а сроки работ по времени ограничены, с этой задачей не справятся. И уповать на помощь бизнеса, который манят богатства северных недр, если и можно, то лишь отчасти, да и то не везде. Потому-то денежный ручеек, текущий на эти цели из федеральной казны благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» (не иссякший даже в нынешнем сложном году), трудно переоценить.
Ведь нужно не просто сохранить жизнь в малых городах АЗРФ – требуется создать там новые точки роста, считает Михаил Кудряшов, руководитель созданного недавно Центра городского развития Мурманской области. В Арктике, где ощущается кадровый голод и не хватает опытных экономистов, архитекторов, инженеров, такие надстройки в органах власти будут возникать повсеместно. Это нужно, чтобы умело оформить проект, наладить диалог с местными жителями для укрепления обратной связи и сопровождать работы на всех этапах.
Но и сегодня, когда никто на Северо-Западе, кроме мурманчан, подобные центры не имеет, городская среда там хоть и медленно, но меняется к лучшему. Судить об этом можно на основе официальных данных. В том же Мурманске удалось привести в порядок 240 дворовых пространств. Еще восемь проектов данного региона, победив во Всероссийском конкурсе по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, получили субсидии от Минстроя РФ.
Другие регионы этой части страны не отстают. Архангельская область: за минувшее трехлетие (2017 – 2019 гг.) на выделенные из госказны более 1 млрд рублей удалось благоустроить 470 дворов и 287 общественных территорий. Да еще четыре проекта (в городах Котлас, Вельск и Северодвинск) «подтянули» субсидии, попав в федеральный реестр лучших практик подобного рода, отмечает Тамара Лемешева, отвечающая в региональном правительстве за жилищно-коммунальное хозяйство. А в нынешнем году объем финансирования на эти цели даже вырос, правда, за счет средств областного бюджета.
«Пока только два наших города считаются населенными пунктами с благоприятной средой проживания: Северодвинск и Коряжма, – отмечает Лемешева. – Через пять лет такой статус, по нашим расчетам, получат восемь архангельских городов, а к 2030 году комфортными должны стать все тринадцать. Цена вопроса: около 5 млрд рублей, и больше половины из них мы планируем получить в рамках нацпроекта».
Республика Коми: общая сумма средств, которые в прошлом году получили 46 ее муниципальных образований, участвующих в данной программе, составила более 680 млн рублей. По всем направлениям целевые показатели, установленные по методике Минстроя РФ, год назад и нынче, когда объем инвестиций вырос (за счет софинансирования из региональной казны), были достигнуты.
Надеяться на такие ассигнования, правда, могут лишь города и поселки, где живут более тысячи человек, хотя комфортную среду проживания должны иметь все без исключения северяне.
«Чтобы никто не остался в обиде, мы стали поддерживать так называемые народные проекты, – рассказал Виталий Поправка, возглавляющий в республиканском правительстве министерство энергетики, ЖКХ и тарифов. – Более того, планку таких отчислений по каждой инициативе, будто то проселочная дорога или простой колодец на селе, подняли нынче более чем втрое, до 1 млн рублей».
Неудивительно, что северные регионы, оставшиеся за границей Арктической зоны, смотрят на это не без зависти. Так, в Карелии только пять районов из 16, входящие в АЗРФ, могут рассчитывать на господдержку, благодаря которой (542 млн рублей) за последние три года было благоустроено 618 дворов и общественных территорий. При этом важно умело вкладывать деньги, развивая проекты, связанные с цифровизацией городского хозяйства, подчеркивает Анна Борчикова, первый зам. министра строительства, ЖКХ и энергетики этой республики.
Такая работа разворачивается так или иначе во всем Заполярье. В Архангельской области, например, энергоэффективное освещение проникло в 214 общественных территорий, появляются там камеры наблюдения, а еще в регионе запущена айтишная платформа «Мое Поморье» по вовлечению жителей в улучшение городской среды.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «Теплое отношение к ледяному краю».
Комментарии