Узбекистан меняет конституцию. На референдуме граждане дружно проголосовали за новый основной закон страны
В последний день апреля крупнейшая среднеазиатская страна провела всеобщее голосование, чтобы определиться с новым проектом конституции, ранее вынесенным на всенародное обсуждение. Сенсации не случилось: при самой активной явке подавляющее число избирателей поддержало предложенный документ.
ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС
О желании провести конституционную реформу узбекские власти объявили еще два года назад, когда президент страны Шавкат Мирзиеев на инаугурации после избрания на второй срок заявил, что он «решительно продолжит курс демократических реформ», и пообещал, что отныне власти будут исходить из нового принципа: «человек — общество — государство», а не наоборот. «Если мы обратимся к мировому опыту, то увидим: во многих государствах в период кардинальных перемен проводились конституционные реформы», — заявил Мирзиеев в своей инаугурационной речи, отметив, что Узбекистан уже никогда не свернет с пути демократических реформ. Как показало дальнейшее развитие событий, под этим красивым лозунгом кроме всего прочего было желание президента страны подготовить транзит власти с учетом всех особенностей страны и опыта своих среднеазиатских соседей.
С того дня началась работа над законом. Однако первая попытка оказалась неудачной. В июне 2022 года проект поправок был одобрен парламентом и вынесен на народное обсуждение, после которого должен был пройти референдум. Но голосование не состоялось из‑за начавшихся протестов в крупнейшем регионе страны Каракалпакстане. Согласно действующей конституции, за ним закреплен статус суверенной республики, у которой есть своя конституция и право выйти из состава Узбекистана, если ее жители выразят такое желание на референдуме. Поправки 2022 года эти права отменяли. По оценке властей, за два дня протестов в столице автономии Нукусе погиб 21 человек. В беспорядках власти обвинили «отдельные нездоровые внешние силы из‑за рубежа». Однако после протестов поправки об изменении статуса Каракалпакстана изъяли, а в начале октября Мирзиеев заявил, что торопиться с реформой не нужно. Сам же проект обновленной конституции отправили на доработку. В нынешнем проекте документа возможность Каракалпакстана выйти из состава Узбекистана посредством референдума благоразумно оставили, автономии также сохранили собственный основной закон и другие привилегии.
Как известно, предыдущая конституция была принята в далеком 1992 году в совсем других условиях. Ее кардинальное изменение назрело не только по субъективному желанию президента, но и по объективным условиям. Политологи посчитали, что нынешний основной закон страны изменен более чем на 65 %, количество статей в принятой конституции увеличилось со 128 до 155, количество норм — с 275 до 434. Изменения затронули почти все сферы жизни и органы власти — судебную и избирательную системы, СМИ, адвокатуру и многое другое. Примечательно, что в бюллетень на голосование был вынесен только один вопрос: «Принимаете ли вы конституционный закон Республики Узбекистан?» — с двумя вариантами ответов: «да» и «нет».
Итоги народного волеизъявления, похоже, никого не удивили — ни экспертов, ни власть, ни сам народ. По данным центризбиркома, на референдуме 30 апреля в пользу реформы основного закона высказались 90,21 % участников голосования, против были лишь 9,35 %. Явка составила 84,54 %. Ход референдума контролировали около 400 международных наблюдателей из более чем 50 стран. Представители ЦИК России вошли в состав наблюдательских миссий СНГ и ШОС. Никаких существенных замечаний по итогам голосования они не отметили.
Внешне новая конституция выглядит очень привлекательно, в ней есть все, чтобы удовлетворить чаяния населения и не разочаровать коллективный Запад. В новом основном документе страны расширена характеристика Узбекистана: если раньше он был суверенной демократической республикой, то теперь должен стать «суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления». Словосочетание «права и свободы» упоминается здесь в два раза чаще, чем в предыдущей версии, 14 против 7, а в ст. 54 и вовсе прописано, что их обеспечение — «высшая цель государства».
Предполагается, что социальных обязательств перед гражданами у государства станет в три раза больше. Некоторые статьи, например об образовании, сильно расширены: в новой конституции, в частности, прописали, что государство создает условия для развития дошкольного воспитания, гарантирует бесплатное общее среднее и начальное профессиональное образование, обеспечивает инклюзивность детям «с особыми образовательными потребностями». Отдельно прописан статус учителей — их труд признают «основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа».
Новый документ расширяет также права женщин. В предыдущей конституции было сказано лишь, что «женщины и мужчины имеют равные права»; теперь такую формулировку расширили — это равенство должно обеспечивать государство. В другой статье, где речь идет о трудовых правах, говорится, что отныне отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять их или снижать им заработную плату в связи с беременностью или наличием ребенка запрещено. В том же разделе, где речь идет об экономических правах, прописан запрет на любые формы детского труда, которые угрожают здоровью, безопасности и развитию ребенка и мешают ему получать образование.
Как известно, долгое время, несмотря на то что принудительный труд в республике запрещен, детей отправляли на хлопковые плантации — иногда во время школьных занятий. Из-за этого правозащитные организации регулярно подвергали критике узбекские власти, а западные компании отказывались покупать у страны хлопок. Наконец, новая конституция закрепляет также запрет на смертную казнь.
Но во всю эту «вату» социальных обещаний и гарантий «завернут» один принципиальный пункт, который обеспечивает продление срока правления нынешнего главы государства и таким образом решает непростую для всех среднеазиатских республик проблему транзита власти. Он дает возможность аннулировать предыдущие сроки правления Шавката Мирзиеева и вновь выдвинуть свою кандидатуру после окончания действующего срока в 2026 году. Причем новая конституция дает возможность президенту продлить сроки своего правления, включая действующий, с пяти до семи лет, что позволит Мирзиееву занимать пост главы государства вплоть до 2040 года. Так он может сравняться по срокам правления с первым президентом страны Исламом Каримовым, который возглавлял Узбекистан с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016‑м.
Поскольку в бюллетене референдума был один вопрос и два ответа — «да» или «нет», то граждане фактически голосовали не по отдельным поправкам, а за целый документ. А это в свою очередь означало: если ты хочешь получить социальные гарантии, или, скажем, поддерживаешь запрет на детский труд, или выступаешь за расширение прав женщин, ты должен — как бы ни относился к пункту о продлении президентского срока — поддержать и эту поправку в конституцию. Впрочем, судя по итогам голосования, подавляющее большинство населения не заметило эту уловку властей или не посчитало ее принципиальной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7410) от 05.05.2023 под заголовком «Узбекистан меняет конституцию».
Комментарии