Увеличение трат на оборону до 5 % ВВП вынудит страны НАТО сократить социальные расходы

Госсекретарь США Марко Рубио на министерской встрече стран НАТО в Брюсселе напомнил союзникам, что «старший брат» ждет от них роста расходов на оборону до 5 % ВВП. Самой Америке тоже придется пойти на дополнительные траты. И, скорее всего, всем придется резать социальные расходы. Потому что — или пушки, или масло.

Увеличение трат на оборону до 5 % ВВП вынудит страны НАТО сократить социальные расходы | ФОТО Markus Spiske on Unsplash

ФОТО Markus Spiske on Unsplash

Европа гордилась тем, что ей удалось построить «социальное государство». Хотя на Старый Свет приходится лишь 7 % населения мира и четверть мирового ВВП, зато половина всех мировых социальных расходов. Европейцы могли себе это позволить даже в годы холодной войны за счет косвенных «американских субсидий» на военные нужды, когда до 80 % совокупного военного бюджета НАТО покрывалось расходами США на эти цели. Сейчас доля США и Канады опустилась до 65 % (но военный бюджет Канады «крошечный» — 26,9 млрд долл., или 1,37 % ВВП). Теперь Америка хочет переложить на Европу большее бремя.

В прошлом году лишь 23 из 32 стран НАТО увеличили военные расходы до ранее установленного уровня 2 % от ВВП. Расходы на оборону стран НАТО (без США с их 895 млрд долл.) выросли более чем на 30 % с 2021-го по 2024 год, до 326 млрд евро. К 2027 году они вырастут еще на 100 млрд евро. Средний уровень уже в этом году составит 2,04 %.

В прошлом году Германия впервые преодолела отметку 2 %, Италия замерла на 1,49 , Бельгия — на 1,3, а Испания оказалась в хвосте с 1,28 %. Франция и Великобритания тратят лишь немного более 2 %. У самих США 3,4 %. В наибольшей степени готов вооружаться ряд стран Восточной Европы. Но не все. Польша уже в 2025 году потратит на военные цели 4,7 % ВВП. А вот некоторые восточноевропейские страны, отличающиеся резкой антироссийской риторикой, не спешат тратиться на ВПК соответственно своим заявлениям. Так, Чехия в этом году собирается выйти на скромные 2,3 % ВВП. Словакия при «фрондирующем» с ЕС премьере Роберте Фицо зависла на 2 %. Зато Эстония уже тратит на военные цели 3,43 % ВВП, Литва — 2,8 %, а президент Гитанас Науседа обещает даже увеличить расходы до 5 – 6 % в 2026 году, хотя многие не верят в реализуемость этих планов. Латвия имеет военные расходы 3,45 % ВВП. Румыния (2,5 %), Греция (3 %) и Болгария (2,5 %) догоняют, однако Болгарии особенно трудно на фоне экономических проблем.

Европейским политикам, дабы следовать «заветам Вашингтона», придется переубеждать своих избирателей, ожидающих от государства увеличения расходов на медицину, образование и пенсии, особенно по мере старения населения. Ведь сейчас впервые в истории в Европе людей старше 65 лет живет больше, чем тех, кто моложе 15 лет. Наивысшая доля (24 %) — в Италии. По словам министра обороны Гвидо Крозетто, в таких условиях страна на военные расходы 2 % ВВП выйдет не ранее 2028 года.

В 1970‑х лишь 13 % британцев были старше 65 лет, сейчас — более 20 %. Примерно как во Франции и Германии, и эти три страны будут «стареть» еще сильнее. А ведь во Франции социальные расходы сегодня выше, чем в других развитых странах, — 31,5 % ВВП (в Германии больше 25 %, в Италии ближе к 30 %, в среднем по миру — около 16 %), и французы к этому привыкли.

В Германии финансовая ситуация лучше, чем в Италии и Франции, но министр обороны Борис Писториус уже подсчитал, что если Германии тратить 5 % ВВП на оборону, то это составит 40 процентов от общего бюджета, и там мало что останется для других нужд. В силу относительно небольшого госдолга Германии к ВВП по меркам ЕС (60 %) там изменили конституцию ради его наращивания и теперь будут «вооружаться» в кредит перед будущими поколениями.

Нынешний британский премьер Стармер помнит, что предыдущее правительство консерваторов пало во многом из‑за кризиса национальной службы здравоохранения (NHS): она бесплатная, но «славна» огромными очередями (по несколько месяцев) для записи к врачам. Пока лейбористы бюджет NHS трогать боятся (куда уж хуже), ограничившись сокращением иностранной помощи (с 0,5 % ВВП до 0,3 % в 2027 году), направив эти деньги на оборону. Однако это позволит нарастить военные расходы королевства лишь до 2,6 % ВВП к 2027 году. Рейтинг британского правительства уже резко упал после принятия осенью бюджета, предусматривавшего повышение налогов, хотя тогда его основная нагрузка пришлась на бизнес. Но дойдет и до физлиц.

Во Франции попытки Эммануэля Макрона повысить налоги (максимальная ставка уже 45 %) вызвали масштабные протесты, с тех пор его общественная поддержка так и не выросла. Но Макрон призывает повысить военные расходы до 3 – 3,5 % ВВП (о 5 % речи нет). Тогда как дефицит бюджета уже составляет около 6 % ВВП (по европейским нормам, он не должен превышать 3 %). Правительство Франсуа Байру заложило сокращение расходов на 50 млрд евро, но для достижения поставленных Макроном целей надо увеличивать военные расходы на 30 млрд в год, так что резать придется социалку, наращивая при этом госдолг.

Испании с ее соцрасходами в 19,2 % ВВП и военными менее 1,5 % и где правительство социалиста Педро Санчеса давно балансирует на грани отставки, придется еще тяжелее. Уступая давлению Вашингтона, Мадрид согласился выйти на уровень военных расходов 2 % ВВП, но лишь к 2029 году (это будет означать их удвоение, до 36,56 млрд евро). Санчес обещает, что это не приведет к урезанию соцпрограмм, на которые уходит 60 % бюджета. Однако правительство уже пошло на повышение налогов (для богатых), а индексация зарплат бюджетников и пенсий отстает от инфляции.

Все европейские правительства столкнутся с одинаковыми проблемами при выборе «пушки или масло». Главным политическим методом при этом останется запугивание избирателей «русской угрозой». Это в том числе предопределит роль ЕС (плюс Британия) как главного препятствия на пути урегулирования на Украине: мол, пусть украинцы подольше воюют с русскими, пока мы будем «перевооружаться». Еще и Рузвельта в пример приведут: в военные 1940‑е максимальная ставка налогов в США доходила до 94 %. Европе, переходя на военные рельсы, есть куда расти — но только на нагнетаемом страхе перед «русскими танками, рвущимися к Пиренеям».

Читайте также:

Эпизод или явление? Западные компании хотят вернуться в российский бизнес

Исторический рекорд: мировые цены на золото впервые достигли 3052 доллара за тройскую унцию


#политика #ВВП #ЕС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7887) от 11.04.2025 под заголовком «Альянс требует денег».


Комментарии