2Vtzqv4Hz9U

Успехи российских школьников и учителей поощряют материально

Результаты минувшего учебного года в Петербурге интересны не просто сами по себе. В этом году ЕГЭ сдавали одиннадцатиклассники, которые два года назад, будучи девятиклассниками, были освобождены из‑за пандемии от ОГЭ — «маленького егэ». Получается, они впервые сдавали экзамен в таком формате, отметила глава комитета по образованию Наталья Путиловская. Не говоря уже о том, что у нынешних выпускников в два последних года старшей школы случались и уходы на удаленку, и просто переход на домашнее обучение по заявлению родителей.

Успехи российских школьников и учителей поощряют материально | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Математика — отлично, химия — нет

Результаты по всем предметам ЕГЭ — выше, по некоторым значительно выше общероссийских. Кроме химии. «Неожиданно для нас» — как прокомментировала глава комитета. Возможно, причина неуспеха — изменение в структуре и типе так называемых КИМов, контрольно-измерительных материалов. Проще говоря, в заданиях, их увязали с новыми федеральными образовательными стандартами. В других регионах химия тоже удалась не блестяще, но наш результат еще и на полбалла ниже среднероссийского.

В любом случае задания в ­КИМах изменились достаточно, чтобы, по словам главы комитета, потеряло смысл сравнивать нынешние итоги экзаменов с результатами прошлых лет. Сравнивать можно разве что с результатами других регионов.

В городе особенно «довольны математикой». ЕГЭ по этому предмету, напомним, делится на «легкий» — базовый и сложнее — профильный. Для аттестата или поступления на гуманитарное направление в вузе можно было сдавать «легкую» математику, но в Петербурге большинство выбрали профильный уровень, для поступления в технические вузы. И в целом преуспели.

С каждым годом выпускники все активнее записываются на ЕГЭ по информационным технологиям. Сейчас из всех предметов, которые можно сдавать по выбору (русский и математика — обязательные), айтишный ЕГЭ — второй после всегдашнего обществознания.

Стобалльников в этом году — на уровне прошлых лет: 439 выпускников получили 471 стобалльный результат (32 сдали на сто два предмета, одна барышня из лицея № 150 Калининского района — три). Больше всего стобалльников — на ЕГЭ по русскому: 239, но он и самый массовый. Из 68 стобалльных результатов ЕГЭ по математике 27 — у выпускников Президентского физматлицея. Но его директор Максим Пратусевич подчеркивает: остальные высокобалльные результаты равномерно распределились по самым разным школам, так что «в Петербурге много школ, где хорошо учат».

Впервые с допандемийных времен прошел бал медалистов в Петергофе. Их, медалистов, в нашем городе почти 3 тысячи. Причем у 146 из них — по две медали «за особые успехи»: «в обучении» (это региональная) и «в учении» (федеральная, за победы в олимпиадах всероссийского и международного уровня).

Олимпийские резервы

Вообще за пять лет количест­во петербургских победителей и призеров всероссийской и международных олимпиад выросло в 2,5 раза. Возможно, потому, что на самом начальном этапе участников прибавляется: из 550 тыс. петербургских школьников, которые по возрасту годятся для всероссийской олимпиады, участвовали 476 тысяч. Из них уже на российском уровне победили или получили призовые места 205 человек. Опять же больше всего — по математике: 55.

Максим Пратусевич считает, что налицо «движение к тому, что Петербург становится математической столицей»: в 2020 – 2021 годах город дважды провел главную мировую школьную матолимпиаду. К нынешней (она уже идет, завершится 16 июля) наши школьники допущены не как национальная сборная, а только индивидуально. Но для нас они все равно ­команда, шесть человек (четверо из них — из Президентского физматлицея). И впервые за много лет в этой неформальной команде — две девчонки.

Школьные достижения — разу­меется, заслуга и учителей-наставников. Уже несколько лет их поощряют за победы подопечных не только морально, но и материально. В этом году город в пять раз (до 47 млн рублей) увеличил «премиальный фонд»: в этом году премировали больше 310 педагогов (раньше — сотню) и в деньгах стало весомее: 200 тыс. рублей за победу воспитанника на международной олимпиаде и до 150 тыс. рублей — на всероссийской.

В сфере дополнительного образования можно получить еще больше — причем самим детям. Например, в федеральном конкурсе «Большая перемена» победители 11‑классники получают по 1 млн рублей, 9‑классни­ки — по 200 тыс. рублей. В Петербурге полусотне отличившихся педагогов допобразования дали по 200 тыс. рублей. Среди получивших и те, чьи воспитанники победили в олимпиаде НТИ (Национальной технологической инициативы), там сражаются инженерные команды школьников. Сборная Петербурга лидирует с большим отрывом: 53 победителя.

Из школы скоро можно будет выпускаться не только с аттестатом, но и с профессией. Город по конкурсу выделяет школам гранты на организацию ранней профподготовки. 33 школы получили по 10 – 25 млн рублей на оснащение профильных кабинетов и лабораторий. Если пройти в них двухгодичную подготовку, можно получить свидетельство и работать потом, например, в своем вузе химиком-лаборантом. Или где‑нибудь флористом, дизайнером и так далее.

Город заложил 1 млрд рублей на создание таких лабораторий и компьютерных классов, говорит Путиловская. На конкурс за гранты уже подано 163 заявки, из них выберут 66. К 2024 году в Петербурге собираются охватить половину школ участием в такой предпрофильной подготовке.

Работодатель мало платит

Среднее профобразование тоже «качает мышцы». Еще несколько лет назад в техникумы-колледжи поступали только 30 % девятиклассников, сейчас — 60 %, говорит директор Морского технического колледжа Виктор Никитин (он возглавляет Ассоциацию профессиональных образовательных организаций Петербурга). Конкурс растет, в прошлом году 30 % девятиклассников, подававших заявление, не поступили. В этом году прием увеличен на 2,5 тыс. мест (то есть город столько оплатил дополнительно) — «но я считаю, что и этого мало», — говорит Никитин.

В России расширяется проект «Профессионалитет»: колледжи-техникумы с партнерами от промышленности претендуют на финансирование и, если выигрывают, готовят на предприятиях-партнерах кадры специально для них же. Но вот в чем непорядок, продолжает Никитин. Фактически «Профессионалитет» заточен под предприятия: с учетом их мнения изменяются программы обучения, сокращается срок подготовки рабочего или специалиста среднего звена. «Но некоторые работодатели в этом вопросе ведут себя пассивно. Учитывая, сколько дает финансов город, федерация — работодатели дают по минимуму».

Никитин считает, что это одна из причин, почему большой проект в городе (да и в целом по стране) развивается не так чтобы очень. Приводит пример. Подана заявка на участие в проекте «Профессионалитет» от судостроительной корпорации: в частности, в ней — Морской технический колледж, семь судостроительных заводов города. Федеральный бюджет дает 100 млн рублей, город — 50 млн рублей, а финансовое участие самих предприятий — 10 – 15 млн рублей. «Суммы несопоставимые»…


#школьники #вознаграждение #учителя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком «Заработать оценку».


Комментарии