2Vtzqv4Hz9U

Усеченный саммит. Встреча «Большой двадцатки» в Индии пройдет без присутствия на ней лидеров России и Китая

Саммит G20, хозяйкой которого в этом году является Индия, открывается в Нью-Дели завтра. На форум были приглашены как все лидеры «Большой двадцатки», так и главы Бангладеш, Египта, Испании, Маврикия, Нигерии, Нидерландов, ОАЭ, Омана. Однако первые лица России и КНР в Индию не приедут.

Усеченный саммит. Встреча «Большой двадцатки» в Индии пройдет без присутствия на ней лидеров России и Китая | ФОТО Andrei Stratu on Unsplash

ФОТО Andrei Stratu on Unsplash

Как известно, саммиты G20 с учас­тием глав ведущих стран мира стали проводиться ежегодно с 2009 года. В настоящее время статус постоянного члена «Группы двадцати» имеют 19 стран и Европейский союз (ЕС). Традиционно в таких саммитах принимают участие постоянные члены группы, пять приглашенных стран и международные организации. Председательствующая страна меняется ежегодно по принципу ротации и чередования регионов. Предыдущая встреча состоялась в прошлом году на острове Бали в Индонезии.

Нынешний саммит пройдет под девизом «Одна земля, одна семья, одно будущее», а главной темой станет «Инклюзивный и устойчивый мир». Приоритетом встречи в верхах Индия назвала устранение дисбаланса между Западом и глобальным Югом. По словам премьер-министра Нарендры Моди, G20 должна повернуться лицом к наиболее неблагополучным государствам, страдающим от кризисов с продовольствием, топливом и удоб­рениями, от отсутствия доступа к передовым технологиям, проб­лем здравоохранения, а также потрясений в мировой экономике, вызванных гео­политической напряженностью. «Для «Большой двадцатки» крайне важно послать миру убедительный сигнал о том, что у нас есть план действий для выполнения этой задачи», — подчеркнул Моди.

По мнению наблюдателей, самой трудноразрешимой задачей для Индии будет не допустить, чтобы «Большая двадцатка», созданная для совместного преодоления глобальных экономических проблем, превратилась в политизированный орган. В середине августа на ми­нистерской встрече G20 по вопросам развития, которая стала последней сверкой часов перед саммитом, глава МИД Индии ­Субраманиям Джайшанкар подтвердил, что в отличие от прошлогодней встречи в Индонезии Индия не намерена включать украинский кризис в повестку форума в Нью-Дели. «В прошлом году основное внимание уделялось конфликту на Украине. Со временем начал укореняться нарратив о том, что конфликт и его последствия не должны затемнять или полностью отодвигать на второй план настоящие проблемы глобального Юга, где есть страны, которые страдают от нехватки продовольствия и топлива», — отметил индийский министр.

По итогам саммита должна быть принята совместная декларация. Однако участники могут не согласовать этот документ из‑за целого ряда противоречий. Несмотря на призывы Нью-Дели сосредоточить внимание на проб­лемах мировой экономики, страны Запада не оставляют попыток продавить обсуждение на саммите конфликта на Украине, пусть и без участия Владимира Зеленского. По решению Индии украинский президент не выступит на саммите ни лично, ни в формате видеоконференции.

Саммит G20, по общему мнению наблюдателей, теряет в своей актуальности из‑за неучастия в нем лидеров России и КНР. И если отсутствие в Нью-Дели президента РФ, в общем‑то, понятно и объяснимо, то отказ от участия Си Цзиньпина вызвал много разговоров и предположений о его причинах. Даже Джо Байден заявил, что разочарован возможным отсутствием лидера КНР на саммите.

Британская же Financial Times написала, что если китайский президент действительно впервые откажется от посещения саммита «Большой двадцатки», то это подорвет статус форума в качестве глобальной площадки для дискуссий мировых лидеров. France 24 видит контраст между участием Си Цзиньпина в августовском саммите БРИКС в ЮАР и отсутствием председателя КНР в Индии. Китай давно проводит кампанию за расширение и укрепление БРИКС в качестве противовеса доминированию США и Запада в мировых делах, отмечает телеканал. Это стало особенно заметно на фоне роста напряженности в сфере технологий, торговли, прав человека и других вопросов, считают журналисты.

О причинах такого решения руководства Китая рассуждает директор Института стран Азии и Африки МГУ востоковед Алексей Маслов: «Как минимум существует две причины, почему Си Цзиньпин не едет на G20. Первая: все, что хотел озвучить китайский лидер, и все мысли, которые хотел изложить мировому сообществу, были рассказаны на встрече БРИКС. Уже известно, что на встрече G20 будет обсуждаться в том числе украинский вопрос, и он будет обсуждаться явно не в том стиле, в котором хочет КНР. Китай неоднократно излагал свою позицию, она очень конструктивна, но очевидно, что европейские страны и вообще страны G20 очень не хотят поддерживать Пекин, потому что тем самым, если согласиться с некоторыми китайскими тезисами, это заметно усиливает позицию КНР, а этого они не хотят делать. Поэтому ехать лишь для того, чтобы тебя критиковали и создавали новую антикитайскую коалицию на твоих глазах, вряд ли это того стоит». Вот почему, полагает Маслов, Китай выбирает очень грамотную тактику: наверняка он будет представлен на уровне премьер-министра, ну а сам по себе Си Цзиньпин, который овеществляет собой высшее политическое руководство, занимается совсем другими делами, более стратегическими. Это действительно работа через БРИКС, через ШОС, строительство новых смыслов. Есть, по мнению эксперта, и другая причина. «У Китая сейчас действительно немало проблем внутренних, связанных с экономикой, с перекосами, и Си Цзиньпин не хочет покидать свою страну в такой непростой момент», — считает аналитик.

Напомним, что китайскую делегацию на встрече в Нью-Дели будет представлять премьер госсовета КНР Ли Цян, а российскую — министр иностранных дел Сергей Лавров.


#саммит #БРИКС #сотрудничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7497) от 08.09.2023 под заголовком «Усеченный саммит».


Комментарии