Уколы на миллиарды. Почему в мире не признают российские вакцины

Одной из самых, если не самой растущей сферой экономики во время пандемии оказалось производство вакцин. Объемы растут и оцениваются в мировом масштабе уже в сотни миллиардов долларов, а конкуренция, естественно, оказывается жесткой. Именно этим некоторые представители РФ объясняют затянувшееся признание российских вакцин на мировом уровне, намекая на закулисные игры. В реальности все проще и одновременно сложнее.

Уколы на миллиарды. Почему в мире не признают российские вакцины | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Забудьте о заговорах

Разговоры о мировой закулисе идут с самого начала пандемии – дескать, весь этот коронавирус возник не просто так и кому-то выгоден. На это упирают и многие антипрививочники: не будем, говорят они, обогащать производителей вакцин, которые наверняка сами же этот вирус и придумали. Объявим, так сказать, бойкот.

Следуя этой логике, нужно отказаться от покупки смартфонов и телевизоров, автомобилей и квартир, еды и одежды – да и вообще от всего привычного нам образа жизни, вернуться к натуральному хозяйству и одеваться в звериные шкуры, которые сейчас будет трудновато добыть. Смешно, не правда ли?

Что до самой идеи заговора, то она, конечно, привлекательна – для ограниченных людей. И неважно, говорим мы о «протоколах сионских мудрецов» столетней давности или о нынешних разговорах про ковид. Объяснить все проблемы общества и тем более собственные чьим-то злым умыслом куда проще, чем увидеть в происходящем реальные закономерности и попробовать изменить свои действия.

Потому именно заговорами многие склонны объяснять парадоксы, свойственные экономическим кризисам, – после них почему-то беднеют в основном бедные, а богатые, напротив, чаще всего становятся только богаче. Логично предположить, что и сами эти кризисы придумывают хитроумные богатеи, чтобы в очередной раз обобрать простой народ.

На самом деле никакой закрытый клуб не в состоянии срежиссировать подобные процессы. Эту проблему хорошо иллюстрирует простой пример. Попробуйте, скажем, до конца просчитать все варианты в любой более-менее содержательной шахматной позиции. Уверяю вас, это не получится даже у чемпиона мира. А ведь это простая игра с четкими правилами и лишь небольшим количеством фигур. Между тем на нашем шарике живут уже почти 10 миллиардов человек, а помимо людей работает еще множество непредсказуемых факторов. Поэтому известный всем «эффект бабочки» быстро убьет любой мировой заговор – реален разве что обычный картельный сговор на относительно небольшом рынке.

А почему богатые еще больше богатеют в кризис – это как раз понятно. Во-первых, они просто-напросто умнее, по крайней мере с точки зрения финансовых решений, поэтому и ведут себя рациональнее. Они в большей степени готовы меняться, а в такие периоды это необходимо. К тому же кризис – время возможностей, но эти возможности есть именно у богатых, которые могут вложить деньги в перспективные проекты.

При этом выигрывают, конечно, далеко не все – просто неудачники реже оказываются на виду. Классический пример – венчурный бизнес. Успешные венчурные капиталисты могут на одном вложении в перспективный стартап увеличить свой капитал в сотни раз. Однако в тени остаются многочисленные неудачи, ведь на один выстреливший проект могут приходиться десятки разорившихся.

Точно так же получилось и с рынком вакцин, который во многом напоминает венчурный бизнес. В самом начале пандемии в их разработку вкладывались очень многие компании, но по крупному выиграли единицы. И, конечно, никто не мог предсказать победителей. Как просчитать заранее, кому улыбнется удача при разработке, у кого вылезут негативные побочные эффекты (как это произошло с вакциной AstraZeneca), а у кого будет все хорошо? Это во многом игра случая, в которой даже самые дальновидные капиталисты не могли делать ставки наверняка.

Не стремясь к окончательной победе

Но вот в чем можно подозревать производителей вакцин, так это в нежелании окончательно победить пандемию. Ведь именно благодаря ей они и купаются сейчас в золоте. Разумеется, им выгодно делать эффективные и безопасные вакцины, с которыми можно выиграть конкуренцию на рынке, но при этом не «окончательные». Если вы сделаете одну прививку от коронавируса и защититесь раз и навсегда, то больше на вас уже не заработаешь. А вот если вам придется ревакцинироваться каждый год, а еще лучше каждые полгода – это совсем другая история.

Еще лучше, если вакцины придется модифицировать из-за появления новых штаммов, которые сделают старые варианты неэффективными. Такой вариант событий, кстати, весьма вероятен, тем более что вакцины уже заметно теряют эффективность. На модификацию пока нигде не решились, но разговоры об этом идут давно и подготовка наверняка также ведется.

А вот ревакцинация уже стала реальностью, хотя поначалу речь шла о том, что одной вакцины может хватить чуть ли не на всю жизнь. Этот поворот в итоге сильно изменил емкость рынка. Прошлым летом, когда первые ковидные вакцины еще только готовились к выходу на рынок, специалисты оценивали его потенциал «всего лишь» в 75 миллиардов долларов. Причем речь шла скорее не о годовых, а о суммарных продажах, поскольку подразумевалась скорая победа вакцин над вирусом и завершение пандемии, что в дальнейшем резко сократило бы спрос и заставило бы свернуть производства.

Теперь картина совершенно другая. По оценке британской аналитической компании Airfinity, только в 2022 году общий рынок вакцин от коронавируса без учета Китая составит 124 миллиарда долларов. При этом ни о каком сокращении в ближайшем будущем речь не идет, что для производителей очень важно. Ведь многомиллиардные доходы могли обернуться даже убытками с учетом вложений в производственные цепочки, если бы через год все это оказалось никому не нужным.

Мы не в лидерах

По тому же британскому прогнозу, три четверти рынка в следующем году достанутся двум лидерам – Pfizer продаст вакцин против COVID-19 на $54,5 млрд, а Moderna – на $38,7 млрд. Они же лидируют и в этом году – $23,6 млрд и $20 млрд, соответственно, согласно консенсусному прогнозу на конец 2021-го. Таким образом, лидеры собираются нарастить продажи в два с лишним раза, и в эти амбициозные планы вполне можно поверить.

А что же наш Sputnik V? Его в прогнозах упоминают в разделе ближайших конкурентов наряду с AstraZeneca, Johnson & Johnson и Novavax, на которые приходится оставшаяся четверть рынка. При этом китайские вакцины не учитываются ввиду закрытости местного рынка.

Между тем еще в прошлом году создатели «Спутника» мечтали о значительно больших успехах – речь шла о четверти всего мирового рынка и производстве миллиарда вакцин до конца 2021 года. Разумеется, самой России с ее 140 миллионами жителей даже при более высоких темпах вакцинации столько не нужно, так что достичь этих показателей можно было только за счет масштабного экспорта.

По данным той же аналитической компании Airfinity, Россия заключила контракты на поставку вакцины «Спутник V» с 62 странами как раз примерно на миллиард доз, вот только пока что реальные объемы экспорта оказались гораздо ниже – всего лишь 76 миллионов доз препарата, то есть 8% от заявленного. При этом на сбои в поставках жалуются во многих странах.

Правда, в Российском фонде прямых инвестиций заявляют, что «в полном объеме выполняют контракты на поставку вакцины «Спутник V», включая второй компонент препарата». Задержки в фонде не отрицают, но заявляют, что они уже полностью устранены «благодаря росту производства вакцины как в РФ, так и за рубежом».

Последнее уточнение довольно важно. Согласно свежим данным, Россия за восемь первых месяцев 2021 года экспортировала 362,5 тонны вакцин на общую сумму 713 миллионов долларов. Речь идет вообще обо всех вакцинах, но львиную долю составляет, очевидно, «Спутник». Однако и это, получается, в десятки раз меньше, чем у лидеров рынка. Однако в этой статистике, очевидно, учитываются лишь поставки произведенных внутри страны вакцин, так что к ним нужно добавить еще и зарубежные производственные площадки.

Но даже с учетом этого понятно, что претендовать на лидерство «Спутник» пока не может. И дело не в происках конкурентов, которые нас не очень-то и боятся, и не в проблемах с качеством (здесь, судя по отзывам из разных стран, все хорошо), а именно в нехватке производственных мощностей. Кстати, аналогичная ситуация и у многих других производителей – слишком уж быстро им пришлось налаживать процессы.

На пути к признанию

С учетом этих обстоятельств трудно поверить нашим чиновникам и бизнесменам, которые объясняют непризнание вакцины политическими причинами и недобросовестной конкуренцией. Да, «Спутник V» все еще не одобрен ни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), ни Европейским агентством лекарственных средств (ЕМА), но в обеих организациях объясняют это тем, что до сих пор не получили от российской стороны все необходимые документы.

Так, ВОЗ обнаружила на одном из наших заводов проблемы с выбросами, которые никак не влияют на качество вакцины, но крайне важны для чиновников. На днях, судя по всему, проблема была решена, и с 21 октября ВОЗ возобновила процедуру одобрения. Что касается европейцев, то их правоту наши чиновники фактически признали. Во всяком случае в Минздраве на прошлой неделе сообщили, что подготовка новых документов для ЕМА уже «завершается», однако визит европейских инспекторов запланирован лишь на следующий год. Отсюда очевидно, что процесс затягивает в том числе и российская сторона.

На самом деле с точки зрения экспортных успехов «Спутника» все эти процедуры вторичны – желающие купить нашу вакцину страны делают это без всяких одобрений от ВОЗ и ЕМА, а остальные покупать все равно не станут. Хотя, конечно, такое одобрение пригодилось бы в имиджевом плане, в том числе для пропаганды вакцинации внутри страны.

Что до обычных российских и иностранных граждан, то для них важен вопрос взаимного признания не самих вакцин, а сертификатов о вакцинации, что совсем не одно и то же. Здесь на самом деле не нужны никакие инспекции с проверкой производств, ведь речь идет не о разрешении поставок, а лишь о свободном пропуске людей через границы. Пока такое признание действует на уровне отдельных стран, а вот переговоры с Евросоюзом все еще продолжаются. И проблема, опять же, не в препятствиях со стороны каких-то таинственных сил, а в обычной неспособности чиновников быстро работать.

Тем более что в этом вопросе в отличие от признания вакцин подгонять их некому – от непризнания сертификатов страдает не бизнес, а обычные люди, которые сейчас ограничены в перемещениях. Привившись «Спутником», вы сможете свободно перемещаться по России, но не сможете попасть в большинство европейских стран. Привитые же «Модерной» или «Пфайзером» европейцы столкнутся с проблемами внутри России. На самом деле от этой ситуации проигрывают все, но чиновники почему-то не спешат решить проблему...


#вакцина #коронавирус #ВОЗ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7037) от 25.10.2021 под заголовком «Уколы на миллиарды».


Комментарии