Удаленный репетитор. Как образование уходит в онлайн

«Знаешь, а я от работы в условиях пандемии только выиграла, – неожиданно сказала во время недавней встречи моя хорошая знакомая Алиса Семенцова, уже несколько лет успешно «репетирующая» с детьми один из иностранных языков. – Раньше весь день моталась по пробкам, теряла кучу времени, нервничала. А теперь – красота: сижу дома у компьютера. Делаю то же самое. За те же деньги. Но результаты – лучше. Удовольствия – больше. А расходы меньше...»

Удаленный репетитор. Как образование уходит в онлайн | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Другой частный преподаватель, Юлия Пантелеева, без всякой похвальбы говорит о том, что во время карантина учеников у нее стало больше: «Со временем люди привыкнут к общению и обучению в режиме онлайн. В нынешней ситуации, когда у многих нет желания и возможностей общаться и получать знания и навыки «живьем», этот вариант – самый приемлемый». Юлия полагает, что такая форма образования особенно годится для жителей небольших городов или деревень, а также для людей, желающих учиться у иногородних или зарубежных преподавателей. «У онлайна ведь нет границ, поэтому, если хотите изучать испанский, вполне можете учиться у носителя языка, живущего в Испании, – резюмирует специалист. – И современные технологии позволяют это делать ничуть не хуже, чем если бы вы общались с ним лично».

Статистика hh.ru однозначна: в июле – сентябре текущего года спрос на услуги репетиторов как в России в целом, так и в Петербурге вырос примерно на четверть. А в регионах Северо-Запада по сравнению с июнем – сентябрем 2019-го прибавил сразу на 36%. Что только подтверждает оценку самих репетиторов: в глубинке потребность в услугах частных преподавателей в силу их малочисленности растет с опережением средних темпов. Причем если в Северной столице от репети торов в первую очередь требуют опыта (44% вакансий ориентированы на людей со стажем преподавания от года до трех, а еще 29% – более 3 лет), то в регионах не так разборчивы. И на Северо-Западе, в частности, 35% предложений предназначены для тех, кто лишь стартует в этой профессии.

Что касается специализации репетиторов, то здесь «лирики» явно опережают «физиков». В Петербурге из всех вакансий для них 19% ориентированы на гуманитариев, а еще 18% – на преподавателей иностранных языков. Поспорить за популярность с ними могут разве что те, кто дружит с IT-дисциплинами и инженерией, – на их долю приходится 11% спроса. И по нисходящей: репетиторы-преподаватели математики интересуют 9% потенциальных работодателей, биологии – 7%, химии и физики – 6 и 5%, соответственно. Однако для специалистов в «непопулярных» дисциплинах это плюс: спрос есть, а вот конкуренция за клиента не так высока, как среди гуманитариев.

По словам представителя hh.ru по Северо-Западу Ирины Жильниковой, 79% желающих работать в качестве репетиторов приходится на женщин: в основном это дамы в возрасте 18 – 30 (60%) и 30 – 40 лет (21%). «Для этой профессии особенно характерна готовность преподавать дистанционно и трудиться по гибкому графику, – говорит она. – Так, работать в удаленном формате выражает же лание каждый третий, а использовать легко изменяемый график – каждый второй кандидат».

Что касается оплаты труда, то, по данным одного из ведущих профильных интернет-порталов, в целом по России час занятий в среднем независимо от преподаваемой дисциплины стоит около 500 рублей. Но в обеих столицах расценки выше: в Петербурге часовой тариф среднего репетитора составляет 700, а в Москве – 800 рублей в час. Правда, сами преподаватели, нередко рассматривающие эту работу как свое рода «приложение» к основной, готовы снижать планку. И если у них получается заработать таким образом 40 тыс. рублей в месяц – уже хорошо. Причем многие, трезво оценивая ситуацию с нынешним уровнем платежеспособности потенциальных клиентов, согласны и на меньшее.

«На рост спроса и предложения в репетиторских услугах повлияло не только начало учебного года, но и адаптация преподавателей и учеников к новым реалиям, переход к безопасному и удобному онлайн-формату обучения, – считает Артем Кумпель, управляющий директор профильного интернет-портала. – Этот вид услуг для многих из них стал и понятнее, и доступнее».

Согласна с такой оценкой и Юлия Пантелеева. «Сейчас умение преподавать в Сети – тренд времени, без которого трудно представить себе успешного репетитора, – уверена она. – Это, конечно, не является качеством, полностью определяющим его профессионализм, однако резко сужает круг потенциальных учеников. Не секрет: как взрослые, так и дети сейчас нередко предпочитают ограничивать личные контакты с малознакомыми людьми».

А вот по мнению Алисы Семенцовой, дело не только в безопасности: благодаря онлайну человек запросто может получить услугу, которая «живьем» ему не доступна вовсе. Специалист приводит пример: один из ее учеников живет в маленьком поселке Новгородской области, где преподавателей иностранного языка должного уровня попросту нет. «А мальчик очень способный и, самое главное, отличается большим желанием учиться, – рассказывает она. – Удаленные индивидуальные занятия для него – единственный вариант быть на одном уровне с теми, кто живет в большом городе».

Относительно плюсов и минусов удаленного репетиторства единства нет. Но любой, кто сам хотя бы раз преподавал, знает: силком заставить учиться крайне сложно. И если у человека действительно есть желание получать знания и навыки, онлайн препятствием не станет. «Да, живое общение и возможность видеть непосредственную реакцию на твои слова и действия заменить сложно, – признают репетиторы. – Но для части учащихся работать в онлайне даже предпочтительнее, поскольку они, находясь в привычных условиях, менее скованны и больше открыты к диалогу». Есть и еще один важный плюс: школьники и студенты, составляющие львиную долю аудитории репетиторов, зачастую привыкли общаться именно в Сети.

Таким образом, быстрое развитие удаленного репетиторства означает только то, что у желающих учиться число вариантов получения знаний растет. А у готовых преподавать онлайн появляются новые возможности работать и достойно зарабатывать. И вполне вероятно, что совсем скоро в таком формате можно будет осваивать не только математику с физикой, но и многие профессиональные дисциплины. Ведь главное – не способ передачи знаний и навыков, а их суть.

#образование #обучение #репетитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Удаленный репетитор в цене».


Комментарии