Ученые начали изучать полевой материал из экспедиции «Северный полюс»
Громадный полевой материал, собранный петербургскими учеными в ходе экспедиции «Северный полюс-41», поступил специалистам для лабораторного анализа. Она длилась более полутора лет, двадцать месяцев, и стала самой продолжительной за всю историю работы отечественных дрейфующих научных станций. При этом благодаря новым возможностям полярникам впервые удалось охватить исследованиями все уровни арктической природной среды.
![Ученые начали изучать полевой материал из экспедиции «Северный полюс» | ФОТО Hao Zhang on Unsplash](/upload/iblock/cb9/Bez-nazvaniya-_6_.png)
ФОТО Hao Zhang on Unsplash
По завершении этого беспрецедентного рейса ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», с борта которой велись исследования, прибыла на большую землю, в порт Мурманска. А затем участники экспедиции, получившей мировую известность, вернулись в Арктический институт (ААНИИ). И стали участвовать в разборе огромного материала, накопленного за многие месяцы одиссеи по Северному Ледовитому океану.
Подобные экспедиции проходили раньше на дрейфующих льдинах. Разбив научный лагерь, полярники жили и работали там в спартанских условиях, нередко с риском для жизни. Но из‑за глобального потепления найти подходящую льдину, большую и надежную, в этих широтах год от года становилось труднее. Эту практику волей-неволей пришлось прервать, а полноценной заменой дрейфующих станций эпизодические полевые работы во льдах не стали.
«Мы утратили возможность вести комплексные наблюдения, отслеживая в оперативном режиме природные процессы, происходящие в Арктике, — говорит Кирилл Фильчук, начальник экспедиции «Северный полюс-41». — В полярной науке могла возникнуть ощутимая брешь, да и точность метеорологических прогнозов несколько снизилось, что тоже недопустимо».
Однако вынужденная пауза не затянулась. Возобновить ежегодную программу дрейфующих станций, выполняемую в арктических морях, помогли корабелы. Мало того, благодаря построенному им ледоколу-платформе, не имеющему аналогов, отечественная полярная наука подняла эти работы на принципиально новый уровень, подчеркнул Александр Макаров, директор ААНИИ. Они стали более безопасными и продолжительными, охватив новые труднодоступные районы Центрального Арктического бассейна, глубоководной части студеного океана. А поскольку ЛСП «Северный полюс» оснащена современным оборудованием и механизмами, полярники смогли вести с борта этого вмерзшего в льдину судна еще больше исследований. И глубже проникать в океаническую толщу, используя тяжелое оборудование (для отбора донных проб, скажем), которое перемещала судовая лебедка, пояснил глава института.
В то же время полярникам не приходилось тратить много времени на решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением, как было раньше, на ледовых дрейфующих станциях. Им не нужно было срочно эвакуироваться, если льдина, на которой был разбит лагерь, давала вдруг трещину и начинала раскалываться.
Подобная ситуация возникла, кстати, и в ходе последней экспедиции, где одна группа ученых работала на льдине около ЛСП, а другая — непосредственно на борту этой плавучей обсерватории. Полярники вернулись на судно, которое пришвартовалось к другому, более надежному ледовому полю, и продолжили исследования…
Общий трансарктический дрейф научной станции, с учетом кривизны траектории, таким образом, составил более 3 тыс. морских миль (около трети этого расстояния пришлось на генеральный дрейф). Стартовав в районе Новосибирских островов, она прошла через приполюсный район (в 200 км от Северного полюса) на запад, в сторону Северо-Европейского бассейна. Затем станция приблизилась к архипелагу Шпицберген, вошла в пролив Фрама, который находится между ним и Гренландией, отделяя этот бассейн от Арктического бассейна Северного Ледовитого океана. А оттуда судно вышло в свободные ото льда воды и вернулось на большую землю…
Научные открытия, связанные с этой экспедицией, еще впереди, они будут сделаны после обработки и интерпретации полевого материала. Но его ценность для науки неоспорима. И обширная база данных, собранных в ходе «СП-41», наверняка послужит основой для новых выводов, полагает Ольга Зимина, начальник биологического отряда экспедиции.
С такой оценкой согласен гидрохимик Иван Ганвансон, другой участник рейса. А Никита Куссе-Тюз, руководитель группы океанографических исследований «СП-41», подтвердил, что имеющееся в распоряжении полярников оборудование помогло заметно расширить спектр научных наблюдений.
Программа этой экспедиции охватывала около 50 направлений междисциплинарных исследований (геофизика, океанография, гляциология и др.). И касалась абсолютно всех компонентов природной среды Арктического региона — от океанского дна до стратосферы, включая его ледяной покров.
Это стало возможным благодаря инфраструктуре ЛСП, которая в ходе дрейфа сама стала, по сути, большим исследовательским инструментом (в ее корпус вмонтированы датчики, помогающие изучать ледовую обстановку), добавил Кирилл Фильчук. Завершившийся научный проход позволил оценить потенциал нового судна. И это скажется при подготовке следующей экспедиции, которая начнется в конце августа — начале сентября 2024‑го.
Получив новые данные о природе Арктического региона, петербуржцы внесли значительный вклад в изучение его климата, отметил глава этой федеральной службы. По словам директора ААНИИ, экспедиция «СП-41» стала серьезным успехом большой группы ученых, конструкторов и судостроителей. И задумка полярников, казавшаяся несколько лет назад фантастической, воплотилась на деле.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7676) от 04.06.2024 под заголовком «Долгая одиссея во льдах».
Комментарии