Ученые начали изучать полевой материал из экспедиции «Северный полюс»
Громадный полевой материал, собранный петербургскими учеными в ходе экспедиции «Северный полюс-41», поступил специалистам для лабораторного анализа. Она длилась более полутора лет, двадцать месяцев, и стала самой продолжительной за всю историю работы отечественных дрейфующих научных станций. При этом благодаря новым возможностям полярникам впервые удалось охватить исследованиями все уровни арктической природной среды.
ФОТО Hao Zhang on Unsplash
По завершении этого беспрецедентного рейса ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», с борта которой велись исследования, прибыла на большую землю, в порт Мурманска. А затем участники экспедиции, получившей мировую известность, вернулись в Арктический институт (ААНИИ). И стали участвовать в разборе огромного материала, накопленного за многие месяцы одиссеи по Северному Ледовитому океану.
Подобные экспедиции проходили раньше на дрейфующих льдинах. Разбив научный лагерь, полярники жили и работали там в спартанских условиях, нередко с риском для жизни. Но из‑за глобального потепления найти подходящую льдину, большую и надежную, в этих широтах год от года становилось труднее. Эту практику волей-неволей пришлось прервать, а полноценной заменой дрейфующих станций эпизодические полевые работы во льдах не стали.
«Мы утратили возможность вести комплексные наблюдения, отслеживая в оперативном режиме природные процессы, происходящие в Арктике, — говорит Кирилл Фильчук, начальник экспедиции «Северный полюс-41». — В полярной науке могла возникнуть ощутимая брешь, да и точность метеорологических прогнозов несколько снизилось, что тоже недопустимо».
Однако вынужденная пауза не затянулась. Возобновить ежегодную программу дрейфующих станций, выполняемую в арктических морях, помогли корабелы. Мало того, благодаря построенному им ледоколу-платформе, не имеющему аналогов, отечественная полярная наука подняла эти работы на принципиально новый уровень, подчеркнул Александр Макаров, директор ААНИИ. Они стали более безопасными и продолжительными, охватив новые труднодоступные районы Центрального Арктического бассейна, глубоководной части студеного океана. А поскольку ЛСП «Северный полюс» оснащена современным оборудованием и механизмами, полярники смогли вести с борта этого вмерзшего в льдину судна еще больше исследований. И глубже проникать в океаническую толщу, используя тяжелое оборудование (для отбора донных проб, скажем), которое перемещала судовая лебедка, пояснил глава института.
В то же время полярникам не приходилось тратить много времени на решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением, как было раньше, на ледовых дрейфующих станциях. Им не нужно было срочно эвакуироваться, если льдина, на которой был разбит лагерь, давала вдруг трещину и начинала раскалываться.
Подобная ситуация возникла, кстати, и в ходе последней экспедиции, где одна группа ученых работала на льдине около ЛСП, а другая — непосредственно на борту этой плавучей обсерватории. Полярники вернулись на судно, которое пришвартовалось к другому, более надежному ледовому полю, и продолжили исследования…
Общий трансарктический дрейф научной станции, с учетом кривизны траектории, таким образом, составил более 3 тыс. морских миль (около трети этого расстояния пришлось на генеральный дрейф). Стартовав в районе Новосибирских островов, она прошла через приполюсный район (в 200 км от Северного полюса) на запад, в сторону Северо-Европейского бассейна. Затем станция приблизилась к архипелагу Шпицберген, вошла в пролив Фрама, который находится между ним и Гренландией, отделяя этот бассейн от Арктического бассейна Северного Ледовитого океана. А оттуда судно вышло в свободные ото льда воды и вернулось на большую землю…
Научные открытия, связанные с этой экспедицией, еще впереди, они будут сделаны после обработки и интерпретации полевого материала. Но его ценность для науки неоспорима. И обширная база данных, собранных в ходе «СП-41», наверняка послужит основой для новых выводов, полагает Ольга Зимина, начальник биологического отряда экспедиции.
С такой оценкой согласен гидрохимик Иван Ганвансон, другой участник рейса. А Никита Куссе-Тюз, руководитель группы океанографических исследований «СП-41», подтвердил, что имеющееся в распоряжении полярников оборудование помогло заметно расширить спектр научных наблюдений.
Программа этой экспедиции охватывала около 50 направлений междисциплинарных исследований (геофизика, океанография, гляциология и др.). И касалась абсолютно всех компонентов природной среды Арктического региона — от океанского дна до стратосферы, включая его ледяной покров.
Это стало возможным благодаря инфраструктуре ЛСП, которая в ходе дрейфа сама стала, по сути, большим исследовательским инструментом (в ее корпус вмонтированы датчики, помогающие изучать ледовую обстановку), добавил Кирилл Фильчук. Завершившийся научный проход позволил оценить потенциал нового судна. И это скажется при подготовке следующей экспедиции, которая начнется в конце августа — начале сентября 2024‑го.
Получив новые данные о природе Арктического региона, петербуржцы внесли значительный вклад в изучение его климата, отметил глава этой федеральной службы. По словам директора ААНИИ, экспедиция «СП-41» стала серьезным успехом большой группы ученых, конструкторов и судостроителей. И задумка полярников, казавшаяся несколько лет назад фантастической, воплотилась на деле.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7676) от 04.06.2024 под заголовком «Долгая одиссея во льдах».
Комментарии