Ученье – свет. Самые известные педагоги в истории России

В День учителя рассказываем о самых выдающихся деятелях этой профессии.

Ученье – свет. Самые известные педагоги в истории России | Фрагмент картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»

Фрагмент картины Н. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»

5 октября работники сферы образования в России отмечают профессиональный праздник. Именно в этот день учителя и педагоги принимают поздравления и благодарности за свой труд. «Санкт-Петербургские ведомости» решили вспомнить о тех преподавателях, которые вошли в историю России и прославили свою профессию.

Иван Каиров



Иван Каиров способствовал созданию средних и высших сельхозшкол / Фото: Public Domain

Без плодотворной работы советского ученого-педагога Ивана Каирова в СССР не появились бы средние и высшие сельхозшколы. Он окончил в 1917 году физико-математический факультет Московского университета и после этого занялся обучением детей и взрослых сельскохозяйственным знаниям.

Известно, что Иван Каиров на общественных началах занимался классным руководством и директорствовал в одной из школ. Кроме того, за время своей деятельности написал труды о том, как организовать школу крестьянкой молодежи, создал педагогическую энциклопедию и множество учебников для университетов.

Антон Макаренко



Макаренко создал собственную систему преподавания / Фото: Public Domain

В первое пятнадцатилетие послереволюционного времени Антон Макаренко создал собственную систему преподавания, которую успешно опробовал в Колонии им. М. Горького. Она сочетает в себе обычаи и приемы народной педагогики, укрепления коллектива, самоуправления, дисциплины и глубокой веры в человека. Благодаря его авторской методике беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.

Согласно позиции ЮНЕСКО, Макаренко отнесен к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Константин Циолковский



Циолковский преподавал в уездном училище / Фото: Public Domain

Многие не знают, что Константин Циолковский известен своей научной деятельностью не только в космонавтике, но также и в преподавании. Из-за плохого слуха он не получил среднего и высшего образования, но сдал экзамены на право преподавания в уездном училище. Циолковский очень нестандартно обучал арифметике, геометрии и физике, придумывал увлекательные задачи и ставил удивительные опыты.

«Я был страстным учителем, – писал Константин Эдуардович в воспоминаниях. – Приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты».

Надежда Крупская



Надежда Крупская была главным идеологом советского образования / Фото: Public Domain

Надежда Крупская известна как главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Окончив гимназию, она работала домашней учительницей математики, а после преподавала в вечерней школе для рабочих, где активно пропагандировала марксизм. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко.

Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования. Основная задача нового просвещения формулировалась так: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». 

Педагог, по ее мнению, должен знать свой предмет, каждого ученика, основы научной организации труда, владеть методикой обучения, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, пользоваться авторитетом, будить самодеятельность обучающихся. 

«Настоящее педагогическое мастерство рождается, когда и взрослые, и дети испытывают радость от совместной работы», - писала Надежда Константиновна Крупская.

Станислав Шацкий



Станислав Шацкий организовал новую воспитательную систему / Фото: Public Domain

В 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы создал первые в России детские клубы Станислав Шацкий. Прославился он больше не как преподаватель, а как организатор новой воспитательной системы. Он показал, что «детей улиц» можно оторвать от уличной жизни. Шацкий создал успешный детский летний лагерь, где жизнь была построена на принципах полного самообслуживания и самоуправления.

Позже Шацкий создал Первую Опытную Станцию, включавшую в себя ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени и внешкольные учреждения. Знаменитый американский педагог и социолог Джон Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам. Он заподозрил обман и вставал раньше всех, чтобы тайком наблюдать за жизнью детей и педагогов. Убедившись в правдивости, он подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».

Константин Станиславский



«Система Станиславского» известна во всем мире / Фото: Public Domain

«Система Станиславского» известна на весь мир, а ее создатель оставил свой след в истории не только как актер и режиссер, но и как педагог. Константин Станиславский разработал учение, сильно отличавшееся от театрального восприятия того времени. «Мы протестовали и против старой манеры игры, и против ложного пафоса, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против всего строя спектаклей», – писал режиссер.

Станиславский открыл году при МХАТе первую студию, где сам преподавал студентам актерское мастерство. Главным он считал создание на сцене иллюзии живой действительности. «И на сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни ценен каждый человек», – говорил режиссер. И по сей день «Системе Станиславского» обучают студентов-актеров во всем мире.

#учителя #образование #школа #педагоги

Комментарии