Творческий союз. Как Атилла и Мария Балтаевы популяризируют чувашскую культуру
С супругами Атиллой и Марией Балтаевыми мы встретились в кузнечной мастерской, где Атилла трудится мастером и наставником. Возле горна, с молотом в руках, он смотрится настолько естественно, что, кажется, просто рожден быть кузнецом. Его редкое и такое звучное имя, между прочим, вовсе не творческий псевдоним.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Родители назвали меня в честь чувашского богатыря Волги, по‑чувашски — Атал-Паттар. В мире он известен как Аттила — вождь гуннов, завоеватель Римской империи. Собственно говоря, как считают историки, чуваши ведут свое далекое происхождение именно от гуннов, — рассказывает кузнец.
Родители Атиллы уже давно занимаются возрождением и популяризацией чувашской культуры на родине, в первую очередь — национального костюма. Отец еще в 1993 году основал близ Чебоксар этнокультурный парк со скульптурами героев, связанных с национальной мифологией.
— Когда мы с братом были школьниками, помогали изготавливать эти скульптуры, — вспоминает Атилла. — Вообще отец очень сильно повлиял на наши жизненные пути. Брат Асамат пошел по его стопам — стал гравером, а я — по пути деда. Он был кузнецом, причем мастером на все руки. Работая в колхозе, делал запчасти для тракторов, сани, топоры, лопаты…
После окончания музыкального лицея в Чебоксарах Атилла отправился учиться в Чехию. Постигал там секреты средневекового кузнечного мастерства и выполнил первую серьезную работу, связанную с чувашской темой.
— Когда, живя за границей, говорил, что я чуваш, никто не понимал, откуда я и что это за народ. И мне приходилось терпеливо объяснять, что мы «наследники» не только гуннов, но и исчезнувшего государства — Волжской Булгарии, где жили сувары и булгары. Иногда даже в шутку говорил, что я родом из Суварского королевства.
В каждой шутке, как известно, есть доля правды. По словам Атиллы, его фамилия очень древняя. Еще когда более тысячи лет назад арабские путешественники ездили в Волжскую Булгарию, они упоминали князей Балтаев при царском дворе. Хотя, как впоследствии выяснили историки, на самом деле «Балтай» — вовсе не имя, а титул, обозначающий «известный князь»…
Приехав в Петербург, Атилла поступил в Художественно-промышленную академию. Именно здесь познакомился со своей будущей женой, тоже студенткой. Мария родом из Красноярска, из семьи музыкантов. С детства любила рисовать, лепить из глины. Про свои корни долгое время особенно не задумывалась. Знала только, что бабушка чувашка. И даже не предполагала, что станет причастна к популяризации чувашской культуры…
— Я сразу почувствовал в Марии чувашские корни, и мы с первого дня сошлись на почве нашей общей культуры, — говорит Атилла. — Здесь, в Питере, выучили чувашский язык. Мария теперь с моей бабушкой говорит по‑чувашски лучше, чем мои сестры.
Как признается Мария, Атилла пленил ее своей страстной привязанностью к чувашской культуре, тем, что знает множество сказок, песен, преданий…
— Миропонимание чувашей связано с языческими корнями, — поясняет Атилла. — В нашем представлении мир делится на три «горы» — медную, серебряную и золотую. Медная — это нижний мир, где обитают духи, потусторонние существа, в серебряной живут люди, а в золотой — боги и герои. И для нашей семьи это вовсе не легенды, а то, что наполняет наше творчество.
Так постепенно сложился уникальный творческий союз Атиллы и Марии. Они стали делать вместе предметы искусства, опираясь на национальную культуру. Атилла — кованые изделия, Мария — ювелирные украшения, связанные с мифами и легендами чувашей, волжских булгар и скифов. Для этого пришлось окунуться в мир преданий, изучать литературу, посещать музеи, смотреть «аналоги». Начали с малых дел, ведь, как говорится в чувашской пословице, тот, кто сделал один шаг, сделает и тысячу шагов.
— В нашем народе принято: когда в семью приходит новый человек, ему дают новое имя. Поэтому после свадьбы я стала Хевелпи, что в переводе значит «Принцесса Солнца», — рассказала Мария Балтаева. — Атилла изготовил люстру «Солнце», переведя элементы чувашского орнамента на язык ковки, а я сделала диадему — головной убор принцессы Солнца, в стиле скифского золота, украшений волжских булгар. Каждая деталь этой диадемы наполнена смыслом.
По словам «Принцессы Солнца», диадема символизирует мировоззрение чувашского народа и показывает зарождение жизни на Земле. Центральная часть — древо жизни, символ мужского начала, к которому идут поклониться священные животные. Горизонтальный обруч — олицетворение матери-земли, плодородия. Листья липы обозначают процветание. Пегас и птицы в композиции круга — символы солнца. Замки с головами барса — символы правителей Волжской Булгарии…
Супруг говорит, что мечтает построить свой дом — дворец Атиллы. Трон и люстра, выкованные его собственными руками, уже есть. В кузнечной мастерской Атилла занимается не только изготовлением изделий в национальном стиле. Много сил уходит, например, на восстановление старинных кованых решеток петербургских ворот. И вот еще важный нюанс: на каждом изготовленном им изделии Атилла высекает свой родовой знак.
— В нашем роду он существует со времен Средневековья, — поясняет мастер. — Раньше эти знаки изображали на всех предметах рода — на одежде, предметах быта. Теперь это своего рода мой творческий знак.
— А своего будущего сына вы кем видите? — спросил я Атиллу.
— Поскольку у нас очень сильны семейные традиции, — ответил кузнец, — я бы хотел, чтобы он пошел по стопам моего прадеда и стал печником.
Будем надеяться, что так оно и будет. Тем более что дворцу Атиллы обязательно потребуется свой печник.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7133) от 22.03.2022 под заголовком «Творцы из Суварского королевства».
Комментарии