Туристы в собственном соку. Будущее в сфере туризма между Россией и Китаем

По сведениям ассоциации «Мир без границ», за 9 месяцев нынешнего года китайские туристы осуществили в Россию по безвизовому каналу почти 903 тыс. поездок, превысив цифры 2017-го на 9,7%. По Петербургу они еще более значимы: число групповых туристов из КНР, стартовавших в путешествие по России в северной столице, выросло на 31%, успешно потеснив с первых строчек «посещаемости» всех остальных гостей города.

Туристы в собственном соку. Будущее в сфере туризма между Россией и Китаем | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Если учесть, что групповые поездки учитывают не всех туристов из Поднебесной (по данным погранслужбы ФСБ, доля прибытий по безвизовому каналу составляет около 85% от общего числа поездок), а Петербург входит в обязательную программу посещения РФ для всех китайцев за исключением приезжающих на Дальний Восток, реальное число гостей из КНР в нашем городе давно перевалило за полмиллиона. В чем легко убедиться: любой поезд, курсирующий между Москвой и Петербургом, сейчас изрядно «населен» громкоголосыми гостями из Поднебесной. А потому вопрос об экономической отдаче этого сегмента туризма и, главное, его будущем сейчас становится особенно значимым.

Во время состоявшейся недавно в Шанхае Первой китайской международной ярмарки импортных товаров руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов заявил: новое межправительственное соглашение о безвизовых групповых туристских поездках между двумя странами будет подписано в начале 2019 года. При этом минимальную численность безвизовой туристической группы сократят с пяти до трех человек, а срок пребывания гостей из Китая продлят с 15 до 21 дня, рассчитывая на рост спроса по линии медицинского туризма. «Подписание нового соглашения позволит придать импульс росту туристических потоков между Россией и Китаем», - уверен глава Ростуризма. Правда, при этом он ничего не говорит о качественной (читай: экономической) стороне вопроса, которая как раз и вызывает наибольшие претензии со стороны специалистов.

«Если учесть, что безвизовые гости из Поднебесной в основном пользуются только «своими» сервисами, говорить о каком-то реальном экономическом вкладе почти не приходится, - полагает председатель петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева. - Главная проблема - формирование замкнутых трансграничных теневых картелей, основанных на организации так называемых туров заниженной стоимости со связанными покупками».

По оценке экспертов, в лучшем случае от наплыва китайских туристов бюджет северной столицы какие-то относительно небольшие деньги получает опосредованно. А в худшем - они вовсе не покидают пределов КНР, поскольку оплата почти всех услуг китайцами производится с использованием национальных платежных систем и счетов, расположенных за пределами России.

«Практически вся прибыль от туриста из Поднебесной достается полулегальным компаниям, полностью замкнувшим его обслуживание на себя, - дополняет сказанное директор лаборатории изучения китайского туризма Полина Рысакова. - Мы имеем дело с этнически замкнутыми транснациональными структурами, которые, формально размещаясь в РФ, российскую сторону в этот бизнес не допускают».

Да, никто не спорит: рост въездного потока туристов из КНР и России в целом и Петербургу в частности на руку. Но многие специалисты отрасли (гиды, отельеры, организаторы поездок и т. д.) отмечают: «овчинка» не дает той выгоды, на которую могли бы рассчитывать бизнес и город. Спросите у специалистов, к примеру, сколько стоит для среднего безвизового китайца недельный тур в Россию. Они ответят - около $1 тыс., включая перелет, трансфер по стране (например, дорогу из Москвы в Петербург) и другие услуги. Только вот платят гости за эту поездку в Китае, в России предпочитая пользоваться исключительно безналом. Включая платежные сервисы и услуги, ориентированные «на своих». То есть китайскими ресторанами и спецмагазинами. Транспортом и гостиницами. И, конечно, помощью «своих» гидов, которые не упускают возможности сориентировать гостей «куда надо».

«Фигура гида-переводчика в приеме и обслуживании туриста из Китая по-прежнему играет ключевую роль, - уверен глава одной из питерских туристических компании Константин Яхонтов. - Если на законодательном уровне в России появится норма, согласно которой работать в этом качестве сможет только ее гражданин с соответствующей подготовкой, это сразу поставит заслон нелегалам». А в качестве второй действенной меры, способной в корне изменить экономическую картину китайского безвизового туризма, он предлагает предусмотреть «отвязку» маршрутов для китайцев от тех «специальных» магазинов или ресторанов, в которые их до сих пор возят.

Согласно мировой статистике, в период с 2001 года китайский турпоток вырос в мире на 1380%: в 2017-м за рубежом насчитали уже 145 млн китайских туристов. С учетом того, что только 7% китайцев в настоящее время имеют загранпаспорта, а Россия входит в число наиболее популярных выездных направлений из КНР, перспективы в количественном отношении вполне радужны. Но если в самое ближайшее время «китайско-китайский» туризм, как его уже стали именовать, не удастся вернуть под контроль Российского государства, новые сотни тысяч гостей из Поднебесной проедут в России «мимо кассы».

#Китай #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6345) от 18.12.2018 под заголовком «Туристы в собственном соку».


Комментарии