Туристы в собственном соку. Будущее в сфере туризма между Россией и Китаем
По сведениям ассоциации «Мир без границ», за 9 месяцев нынешнего года китайские туристы осуществили в Россию по безвизовому каналу почти 903 тыс. поездок, превысив цифры 2017-го на 9,7%. По Петербургу они еще более значимы: число групповых туристов из КНР, стартовавших в путешествие по России в северной столице, выросло на 31%, успешно потеснив с первых строчек «посещаемости» всех остальных гостей города.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Если учесть, что групповые поездки учитывают не всех туристов из Поднебесной (по данным погранслужбы ФСБ, доля прибытий по безвизовому каналу составляет около 85% от общего числа поездок), а Петербург входит в обязательную программу посещения РФ для всех китайцев за исключением приезжающих на Дальний Восток, реальное число гостей из КНР в нашем городе давно перевалило за полмиллиона. В чем легко убедиться: любой поезд, курсирующий между Москвой и Петербургом, сейчас изрядно «населен» громкоголосыми гостями из Поднебесной. А потому вопрос об экономической отдаче этого сегмента туризма и, главное, его будущем сейчас становится особенно значимым.
Во время состоявшейся недавно в Шанхае Первой китайской международной ярмарки импортных товаров руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов заявил: новое межправительственное соглашение о безвизовых групповых туристских поездках между двумя странами будет подписано в начале 2019 года. При этом минимальную численность безвизовой туристической группы сократят с пяти до трех человек, а срок пребывания гостей из Китая продлят с 15 до 21 дня, рассчитывая на рост спроса по линии медицинского туризма. «Подписание нового соглашения позволит придать импульс росту туристических потоков между Россией и Китаем», - уверен глава Ростуризма. Правда, при этом он ничего не говорит о качественной (читай: экономической) стороне вопроса, которая как раз и вызывает наибольшие претензии со стороны специалистов.
«Если учесть, что безвизовые гости из Поднебесной в основном пользуются только «своими» сервисами, говорить о каком-то реальном экономическом вкладе почти не приходится, - полагает председатель петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева. - Главная проблема - формирование замкнутых трансграничных теневых картелей, основанных на организации так называемых туров заниженной стоимости со связанными покупками».
По оценке экспертов, в лучшем случае от наплыва китайских туристов бюджет северной столицы какие-то относительно небольшие деньги получает опосредованно. А в худшем - они вовсе не покидают пределов КНР, поскольку оплата почти всех услуг китайцами производится с использованием национальных платежных систем и счетов, расположенных за пределами России.
«Практически вся прибыль от туриста из Поднебесной достается полулегальным компаниям, полностью замкнувшим его обслуживание на себя, - дополняет сказанное директор лаборатории изучения китайского туризма Полина Рысакова. - Мы имеем дело с этнически замкнутыми транснациональными структурами, которые, формально размещаясь в РФ, российскую сторону в этот бизнес не допускают».
Да, никто не спорит: рост въездного потока туристов из КНР и России в целом и Петербургу в частности на руку. Но многие специалисты отрасли (гиды, отельеры, организаторы поездок и т. д.) отмечают: «овчинка» не дает той выгоды, на которую могли бы рассчитывать бизнес и город. Спросите у специалистов, к примеру, сколько стоит для среднего безвизового китайца недельный тур в Россию. Они ответят - около $1 тыс., включая перелет, трансфер по стране (например, дорогу из Москвы в Петербург) и другие услуги. Только вот платят гости за эту поездку в Китае, в России предпочитая пользоваться исключительно безналом. Включая платежные сервисы и услуги, ориентированные «на своих». То есть китайскими ресторанами и спецмагазинами. Транспортом и гостиницами. И, конечно, помощью «своих» гидов, которые не упускают возможности сориентировать гостей «куда надо».
«Фигура гида-переводчика в приеме и обслуживании туриста из Китая по-прежнему играет ключевую роль, - уверен глава одной из питерских туристических компании Константин Яхонтов. - Если на законодательном уровне в России появится норма, согласно которой работать в этом качестве сможет только ее гражданин с соответствующей подготовкой, это сразу поставит заслон нелегалам». А в качестве второй действенной меры, способной в корне изменить экономическую картину китайского безвизового туризма, он предлагает предусмотреть «отвязку» маршрутов для китайцев от тех «специальных» магазинов или ресторанов, в которые их до сих пор возят.
Согласно мировой статистике, в период с 2001 года китайский турпоток вырос в мире на 1380%: в 2017-м за рубежом насчитали уже 145 млн китайских туристов. С учетом того, что только 7% китайцев в настоящее время имеют загранпаспорта, а Россия входит в число наиболее популярных выездных направлений из КНР, перспективы в количественном отношении вполне радужны. Но если в самое ближайшее время «китайско-китайский» туризм, как его уже стали именовать, не удастся вернуть под контроль Российского государства, новые сотни тысяч гостей из Поднебесной проедут в России «мимо кассы».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6345) от 18.12.2018 под заголовком «Туристы в собственном соку».
Комментарии