Цыпленок made in Russia. Птицеводы вывели нового бройлера
Птицеводы вывели нового бройлера. Назвали «Смена-9». Цифра в имени обозначает год, когда цыпленок появился на свет, - 2019-й. А само имя - от места рождения: государственный селекционно-генетический центр «Смена»... Событие, надо сказать, чуть ли не сенсационное. Дело в том, что своей мясной птицы в родном отечестве нет.
На бройлерной птицефабрике производство безотходное. Из всего, что не идет на продовольственные цели, делают кормовые добавки. ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС
Генетический отбор
Над созданием высокопродуктивных кроссов мясного направления, тех самых куриных бройлеров, наши селекционеры трудились еще в советские времена. Но, когда к началу 2000-х промышленное птицеводство разделилось на яичное и мясное, производители куриного мяса на отечественную птичку не клюнули. Не понравились им наши цыплята - скороспелость так себе и болеют часто... Подсели на привозной материал.
Да так и сидят уже два десятка лет. Сегодня, по данным Минсельхоза, доля зарубежного племенного материала в отечественном птицеводстве составляет до 95 - 98%. Инкубационные яйца и суточных цыплят в страну поставляют две транснациональные компании. Раньше поставщиков было больше, сокращение их числа привело к повышению стоимости ввозимого материала. При этом поставщики всегда могут диктовать свои условия.
Чтобы снизить зависимость от импорта, Минсельхоз разработал программу по созданию собственного конкурентоспособного кросса бройлера. Рассчитана она до 2025 года и обойдется федеральному бюджету в 5,1 млрд рублей. Научной базой стали Всероссийский НИИ птицеводства и уже упомянутый центр «Смена».
Кстати, для тех, кто еще не знает: «кросс» - от английского cross, «скрещивание». Это гибриды пород и линий птицы, которые получают в рамках строго прописанных правил, обычно в промышленных условиях. Процесс получения кросса именуется «кроссбридинг».
Первый кросс «Смена» был выведен в центре еще в 2011 году. Его генетическими предшественниками были породы Плимутрок, Корниш, Адлерская серебристая, Ереванская. В итоге получилась белая птичка мясо-яичного направления. И в характеристиках ее продуктивности основное внимание уделялось именно яичному потенциалу: яйценоскость от 140 яиц в год, вес яйца 60 граммов. Мясная продуктивность отмечалась коротким «хорошая».
Ее-то и «активизировали», работая над птичкой нового поколения, над «Сменой-9». В частности, скорость мясного прироста за 38 - 40 дней.
Возможно, в перспективе название кросса поменяется. Все стадии регистрации птица пройдет только осенью нынешнего года. Пока же ее испытывают в «полевых условиях». А именно: на двух птицефабриках - племенных репродукторах Челябинской области. Все параметры будут обнародованы только через несколько месяцев, пока же зоотехники обходятся общей оценкой: кросс хорошо адаптирован к местным условиям, привесы ровные.
Чуть подробнее ситуацию пояснила гендиректор Российского птицеводческого союза («Росптицесоюз») Галина Бобылева: «Кросс, который сейчас испытывается, по продуктивности и сохранности вполне конкурентоспособен с зарубежными. Наши птицеводческие компании это знают, у них есть желание работать с этой птицей. Но проблема сейчас в том, что поголовье еще небольшое. Как только стадо размножат, птицу можно будет отправлять на другие фабрики».
Между тем в программе Минсельхоза прописано: в 2020 году поголовье исходных линий отечественного кросса мясных кур должно составить не менее 35 тысяч.
Курятник в лихорадке
Курятина по-прежнему доминирует на мясном рынке России. Росстат подсчитал: в прошлом году все хозяйства страны произвели около 6,7 млн тонн мяса птицы (при этом на долю птицефабрик пришлось 6,2 млн тонн). Не только бройлеров, но и того мяса, что в обиходе называется «курица 2-й категории», или «суповая курица», то есть птичка, отслужившая свой срок на производстве яиц, несушка.
И общий показатель, и фабричный продемонстрировали прибавку к уровню предыдущего года 0,6%. Если учитывать, что до 2018-го мясное птицеводство бежало вперед и вверх семимильными шагами, то прибавка покажется мизерной. Однако некоторые эксперты удивились даже ей, полагая ранее, что отрасль может уйти в минус. Ведь всего каких-то полтора-два года назад ситуацию во всем птицеводстве оценивали как критическую.
В 2018 году закрылись или резко сократили производство более десятка крупных российских птицефабрик. Причина - вспышки птичьего гриппа. Если в конце декабря 2017 года Россельхознадзор зафиксировал 35 очагов этой болезни, то на ту же дату 2018-го назвал 82 очага. В общем и целом было уничтожено 10% поголовья.
Соответственно, рост производства в отрасли не мог быть высоким. За весь 2018-й мясное птицеводство, по подсчетам Росстата, прибавило всего 1% (для сравнения: итог 2017-го - 7%).
Кроме птичьего гриппа лихорадили отрасль дорожавшие корма, бензин и дизельное топливо. За год кормовое зерно поднялось в цене на 35 - 45%, соевый шрот - на 10 - 15%, кормовые добавки - на 10 - 20%. Между тем корма в себестоимости производства продукции птицеводства занимают от 60% и больше.
Результат: птицефабрики погрузились в финансовые проблемы, а инвесторы не спешили вкладываться в новые проекты.
Лидером птицеводческой отрасли на протяжении полутора десятков лет была Белгородская область (в свое время - главный конкурент ленинградского птицепрома). Именно тут зародился агрохолдинг «Белая птица» с двумя крупнейшими птицефабриками России, ежегодно дававший 300 тысяч тонн куриного мяса. В 2018 году холдинг «посыпался»... Причина - многомиллионные долги перед кредиторами.
Закрылись или снизили объемы производства Великоустюгская птицефабрика, фабрики «Ивановский бройлер» и «Чувашский бройлер», птицефабрика «Атемарская» в Мордовии, Шекснинская птицефабрика в Вологодской области и другие.
И уже под занавес 2018-го были выставлены на продажу две птицефабрики в Ленинградской области - бройлерная «Русско-Высоцкая» в Ломоносовском районе и яичная «Приморская» в Выборгском.
Ну и в довершение ко всем этим банкротствам - как гром среди ясного неба! - на продажу выставили уникальнейшую птицефабрику «Лебяжье». Ведущего в Северо-Западном регионе производителя племенных цыплят мясного направления. Ее продукция (а ежегодно «Лебяжье» выращивало до 12 миллионов голов птицы) занимала около 40% российского рынка. Однако фабрика была напрямую зависима от зарубежного поставщика племенного материала. Когда он заявил о разрыве контракта... Все! Фабрика остановилась.
Слабых пригрели
Кризис в российском птицеводстве был, это очевидно. Но, как видим, в минус отрасль не ушла. Во многом сбылся прогноз руководителя Национальной мясной ассоциации России Сергея Юшина. Тогда он говорил: «Увеличивать производство мяса бройлеров в России пока нецелесообразно, это приведет к убыткам предприятий. Однако если будет решена проблема с импортом сои и соевого шрота, который необходим для кормопроизводства и за который сегодня Россия платит почти на 20 - 30% больше, чем конкуренты на мировом рынке, то удастся снизить себестоимость производства. Мясо птицы станет более доступным. За этим последует и рост потребления, и новый толчок в наращивании экспорта».
Некую стабильность на птичьем рынке в прошлом году почувствовал даже рядовой покупатель - по розничным ценам. Если в кризисном для отрасли 2018 году стоимость куриного мяса в магазинах подскочила почти на 23% (данные Петростата), то в 2019-м цены плавно снижались на протяжении всего года. И общий итог показал минус 0,4%.
Между тем более сильные игроки рынка взяли под свое крыло обанкротившиеся или близкие к банкротству птицефабрики. Так, «Белая птица - Курск» теперь принадлежит холдингу «Черкизово». Этот же холдинг прибрал и «Алтайского бройлера». И в итоге закрепил свое безусловное лидерство в топ-25 крупнейших российских производителей мяса птицы. Все птицефабрики, принадлежащие этой компании, а их около десятка, в прошлом году произвели 766 тысяч тонн куриного мяса (в живом весе).
На втором месте в ранжире крупнейших - группа агрокомпаний «Ресурс», основные производства которой находятся в Ставропольском крае и Тамбовской области. Там произвели 645 тысяч тонн курятины. На третьем - «Приосколье» из Белгородской области - 452 тысячи тонн. На четвертом - «Агрокомплекс им. Ткачева» (Краснодарский край) - 347 тысяч тонн. На пятом - холдинг «Белгранкорм» ( опять же - Белгородская область) и его известная на всю Россию птицефабрика «Ясные зори» - 287 тысяч тонн.
На шестом месте обосновалась наша птицефабрика «Северная», где в 2019 году было произведено 253 тысячи тонн куриного мяса. Годом раньше «Северная» занимала седьмое место.
Любопытно, что все птицефабрики Ленинградской области вместе взятые произвели 304,6 тысячи тонн курятины, заняв пятое место среди регионов России по этому показателю. После безусловно «куриной державы» - Белгородской области, Ставропольского края, Челябинской и Тамбовской областей.
Кстати, в число действующих игроков мясного рынка вернулась и «Русско-Высоцкая». Во всяком случае потребитель уже увидел ее продукцию на товарных выкладках супермаркетов Петербурга.
Мясом отечественной птицы рынок насыщен. Государство потихоньку сворачивает субсидирование отрасли, более разборчивыми на этом фоне становятся инвесторы. Строить новые производства с нуля в обозримом будущем вряд ли кто будет. А вот без реконструкции и совершенствования уже существующих явно не обойтись.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6651) от 25.03.2020 под заголовком «Цыпленок made in Russia».
Комментарии