Цифровая трансформация ЖКХ возможна благодаря проекту «Умный» город»
За последние годы в сферу ЖКХ пришли новые технологии, современные разработки, ПО и искусственный интеллект. Это стало возможным благодаря проекту «Умный» город», который отвечает за цифровизацию городского хозяйства. Он реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
В этом году Минстрой России презентовал программу цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие годы. Согласно документу, все основные процессы, которые происходят в сфере в ручном режиме, будут автоматизированы. В частности, планируется внедрить интеллектуальные системы управления жилыми домами и коммунальными службами, автоматизировать учет коммунальных услуг, отчетность и финансовые потоки, развивать «умные» системы, помогающие оптимизировать потребление воды, тепла и других ресурсов. Планируется внедрять технологии энергосбережения и шире использовать возобновляемые источники энергии и, конечно же, переходить на отечественные технологии.
Российские разработчики предлагают новые решения, которые существенно упрощают управление коммунальными ресурсами и делают это управление более эффективным. Раньше показания счетчиков снимали вручную, а анализ потребления мог занимать целые дни в зависимости от количества данных. Разработанные «умные» системы учета в режиме реального времени показывают, сколько воды, тепла и электричества расходует дом или предприятие. А если нагрузка на сети приближается к критической отметке, система тут же подает сигнал и можно оперативно скорректировать расход ресурсов.
Активно внедряются и отечественные решения по дистанционному контролю состояния инженерных систем домов — датчики протечек, контроля давления, качества воды и автоматического отключения при авариях.
Еще одно важное решение российских разработчиков для ЖКХ — цифровые платформы, которые интегрируют данные от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и жильцов. Это происходит за счет автоматического обмена данными и подключения к системам учета — счетчикам, датчикам и другим устройствам. Такой подход позволяет собрать финансовую, техническую и пользовательскую информацию в одном месте и сделать взаимодействие всех участников прозрачным.
Эксперты отмечают, что полностью автоматизировать такие рутинные процессы, как обработка заявок, мониторинг параметров потребления, аналитика аварий, планирование ремонтов и диспетчеризация, вполне реально. В этом уже активно помогают отечественные платформы «умного» здания, IoT-датчики, системы цифровых двойников и ПО для управления энергоресурсами. Решения заранее выявляют зоны риска, помогая при этом экономить на ремонте и снижать потери.
Читайте также:
Единый информационно-расчётный центр Петербурга запустил новый сервис для горожан
Цифровое будущее страны. В Петербурге проходит международный форум «IT-диалог 2025»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (8043) от 26.11.2025 под заголовком «Цифровая трансформация ЖКХ».





Комментарии