Цейтнот для «многостаночников»: при перерасчете пенсии их могут ждать неприятные сюрпризы
Минувшей осенью — через четыре года после достижения пенсионного возраста — я все же решил уйти на тот самый заслуженный отдых. Перестать работать хотя бы по найму. И, конечно, рассчитывал отчасти восполнить выпадающие при этом доходы за счет прибавки к пенсии, обусловленной статусом неработающего. Но не тут‑то было…

ФОТО Alicia Christin Gerald on Unsplash
Не положено
Поначалу, как говорится, ничто не предвещало. Написал заявление на увольнение и ушел с работы. А затем терпеливо ждал месяц, надеясь на существенный рост пенсии. Но неделя проходила за неделей, а получаемая от государства сумма оставалась прежней. На третий месяц ожидания возникло ощущение — что-то идет не так.
Посмотрел на «Госуслугах» — все по-старому. Заглянул в личный кабинет на сайте Социального фонда России (СФР) — без изменений. Написал в эту организацию с просьбой пояснить, почему перерасчет моей пенсии при соблюдении всех нужных для этого условий так и не произведен.
Ответ пришел довольно быстро. И оказался удивительным. В нем говорилось, что «пересмотр размера выплачиваемой вам пенсии в связи с увольнением не был произведен, поскольку по сведениям индивидуального учета вы значитесь работающим». Как так? Чтобы окончательно прояснить ситуацию, записался на прием к специалисту фонда. Тот прямо на экране монитора показал, что я действительно числюсь работающим на одном из предприятий.
«Да, — подтвердил я. — С этой компанией сотрудничаю много лет. Но уже как минимум два года они взаимодействуют со мной как с самозанятым. А эти специалисты, как известно, работающими не считаются».
Представитель фонда стоял на своем: пока договор с предприятием действует, ни о каком перерасчете пенсии речи идти не может. Раздосадованный, я стал активно изучать проблему. Как же так? Если самозанятый добровольно не платит взносы в СФР (как раз мой случай), то по «статусу» он приравнен к неработающему. Следственно, никаких препятствий для перерасчета быть не должно. Может, это ошибка со стороны фонда? Все оказалось проще.
Две большие разницы
Не секрет: многие петербургские пенсионеры, ежемесячно получая свою выплату, продолжают трудиться. И нередко не в одном месте, а по возможности подрабатывая в разных. Я как раз из их числа: помимо основной работы долгие годы у меня были и приработки. Где-то (например, в вузах города) я работал по совместительству — по срочному трудовому договору.
Где-то по договору гражданско-правового характера (ГПХ) выполнял разовые заказы. А кое-где делал это и без договора… Однако на тот момент, когда увольнялся с основной работы, кроме чин чинарем оформленной самозанятости никаких других договоренностей у меня не было. Откуда же взялся работодатель, который стал камнем преткновения на пути к перерасчету?
Стал искать. Нет таковых! Ни в нужном разделе на «Госуслугах», ни где-то еще, кроме Социального фонда, сведений о нем не нашлось. Да, действительно, с названным мне работодателем, до того как начать сотрудничество с ним в качестве самозанятого, я взаимодействовал по договору ГПХ. Но ведь тот договор был срочным, прекращен еще в конце 2022-го и ни одной из сторон не продлевался. Но…
Как выяснилось, именно он оказался действующим до сих пор. Что подтвердила и переписка с фондом. В одном из ответных писем мне было сообщено, что «сведения о страховом стаже за календарный 2022 год представлены без отметки об окончании договора». А потому «в ваш индивидуальный лицевой счет включена информация о факте работы у страхователя по январь 2025 года». Все верно: уволившись с основной работы осенью 2024-го, следуя этой логике, я остался трудиться на другой. И, само собой, ни на какой перерасчет пенсии претендовать не мог — статуса неработающего я так и не получил.
Двойное дно
Верен ли был мой вывод? Чтоб уж точно расставить все точки над i, проконсультировался с юристом. И Александр Южалин, руководитель юридической практики в известном IT-сервисе по поиску работы, рассказал о тонкостях проблемы.
Для начала он четко провел границу между работающими и неработающими пенсионерами. Оказалось, что к первым относят не только тех, кто занят по трудовому договору. В эту категорию входит очень широкий круг лиц: те, кто является единственным участником (учредителем) организаций и собственником их имущества; работающие по договору ГПХ, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг (за исключением самозанятых), а также по договору авторского заказа; те, кто получает выплаты по договорам об отчуждении исключительного права на разного рода произведения и по лицензионным договорам; те, кто является индивидуальными предпринимателями, адвокатами, арбитражными управляющими и нотариусами, занимающимися частной практикой; а также члены крестьянских (фермерских) хозяйств, священнослужители и те самозанятые, кто добровольно отчисляет взносы на пенсионное страхование.
И пока в СФР человек считается работающим, перерасчет пенсии за предыдущие годы (до 1 января 2025-го) происходить не будет. «Если пенсионер хочет увеличить размер выплаты с учетом индексации, ему нужно утратить статус работающего и расторгнуть трудовой договор или договор ГПХ», — поясняет Александр Южалин. Это подтвердили и в самом СФР: до той поры, пока такой договор действует, претендовать как неработающему на увеличение пенсии нет смысла — откажут.
Что делать
Если вы были «многостаночником» и в обозримом прошлом работали не только на основном месте, прежде чем увольняться с расчетом получить индексацию пенсии за былые годы, обязательно стоит лично побывать на приеме в СФР.
Зачем? В противном случае можете оказаться в той же ситуации, что и я. Ведь я был твердо уверен, что договор ГПХ, завершивший действие еще в 2022-м, давно канул в лету. Но… «Если договор фактически расторгнут (или прекращен), но у СФР сведений об этом нет, фонд может отказать в перерасчете пенсии по данному основанию», — говорит юрист. То есть вы и ваш былой работодатель думаете, что договор не действует. А фонд, так и не получивший сведений о его закрытии, считает по-другому…
Что делать? Во время визита в СФР надо проверить, сколько у вас работодателей. Если помимо основного неожиданно обнаружатся и другие — надо слезно просить их провести корректировку сведений за прошлые периоды. Если они ее оперативно сделают — хорошо: прибавку получите.
В самое сложное положение здесь попадают те, чьи «дополнительные» работодатели за минувшие годы исчезли. Обанкротились, к примеру. Ведь если мне было к кому обратиться по поводу проведения корректировки, в этом случае может быть и так, что формально организация еще действует, а говорить в ней не с кем… Возможен и случай, когда работодатель не захочет вносить коррективы. Тогда специалисты рекомендуют писать обращение в СФР и просить его решить интересующий вас вопрос «сверху». Но сколько это займет времени и каким будет результат, сказать трудно.
А иначе нельзя: если за вами числятся «хвосты» по незакрытым с точки зрения закона договорам, произвести индексацию пенсии за минувшие годы будет едва ли реально.
Читайте также:
Пенсии и другие социальные выплаты в апреле
Как будет происходить индексация работающих пенсионеров?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7883) от 07.04.2025 под заголовком «Цейтнот для «многостаночников»».
Комментарии