Три барсучонка у входа в блиндаж
Рыбачил я как-то на речке недалеко от холма, на котором со времен войны остался полуразрушенный блиндаж. Поскольку клева не было, осматривал в бинокль военное сооружение и вдруг заметил какое-то движение. Присмотрелся и увидел, что недалеко от входа в блиндаж на солнышке грелись три барсучонка.
ФОТО: pixabay
Под присмотром родителей они то начинали возиться, то принимались рыться в подстилке прогретой земли. Иногда пытались что-то поймать в траве. Я решил подойти поближе, чтобы посмотреть, как семья барсуков устроилась в столь необычном для них жилище. Пусть зрение у этих животных совсем никудышнее, обоняние превосходное. Поэтому взрослый зверь каким-то образом почувствовал мое присутствие и издал что-то вроде негромкого хрюканья. Все барсуки поспешно скрылись в ближайших норах.
Их в холме рядом с блиндажом нарыто немало. Видимо, в одном гнездовая камера. Во все стороны в лес протянулись довольно утоптанные тропинки - дороги к местам кормежки барсуков. Это явное свидетельство того, что звери обосновались здесь основательно и надолго.
Одна из тропинок привела на небольшую поляну среди густого подлеска. Повсюду видны следы деятельности барсуков, разрыхленная земля - результат поиска корешков, червей, муравьев, насекомых и их личинок. Обломанные и примятые кустики черники. Съедено несколько шляпок грибов, среди них мухомор.
С тех пор я стал часто приходить к холму с блиндажом, естественно, стараясь никоим образом не нарушать обычную жизнь семьи барсуков. И каждый раз узнавал что-то интересное...
Например, в середине лета заметил, что недалеко от блиндажа на двух плоских камнях устроена своеобразная сушилка. Так звери заготавливают корм на случай стойкой непогоды или раннего наступления холодов.
На этот раз на камнях вялились лягушонок, две небольшие змейки, несколько улиток, яблочки-дички. Наверное, кто-то из зверей был неподалеку и караулил «трофеи», поскольку повсюду шнырявшие сороки и серые вороны опасались воровать барсучьи заготовки.
Ближе к осени число тропинок к местам кормежки заметно увеличилось, некоторые теперь располагались гораздо дальше от холма, чем прежде. Это стало наглядным подтверждением того, что на самостоятельную охоту вышли молодые звери.
В очередное посещение увидел, что часть блиндажа разворочена и, судя по фиолетовым «лепешкам», здесь орудовал медведь. Видимо, совсем неопытный. Косолапый со стажем не станет заниматься столь бессмысленным делом без шансов чем-либо поживиться. Так как, во-первых, у барсучьей семьи несколько нор в разных направлениях и потому им легко скрыться в случае опасности. Во-вторых, некоторые ходы находятся под землей на глубине больше трех метров. Попробуй достань!
Поэтому неудивительно, что топтыгин остался ни с чем.
Уже в предзимье случилось еще одно немаловажное происшествие для барсучьей семьи. К ним пыталась подселиться то ли енотовидная собака, то ли лиса. Судя по всему, неудачно, поскольку входы в две норы на холме были плотно забиты землей.
В разгар зимы в сильную оттепель мне даже пришлось провести целое расследование. По следам установил, что барсук выбрался из норы и, погревшись на солнышке, занялся поиском пищи. Для этого ему пришлось метров на тридцать удалиться от холма. А там на крохотном оттаявшем пятачке на него напали два волка, намерившиеся воспользоваться неожиданно подвернувшейся добычей.
Но не тут-то было; барсук сумел постоять за себя; крепкие зубы, мощные челюсти помогли ему избежать худшего. Опять же по следам было видно, что, огрызаясь, делая угрожающие выпады в сторону серых разбойников, барсук постепенно отступал, пока не добрался до ближайшей норы, и скрылся в ней.
Больше до весны никаких происшествий на холме не произошло. Барсуки удачно перезимовали. Блиндаж оказался для них надежным домом...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Блиндаж для барсука».
Комментарии