Тревожные симптомы. Чем грозит миру банкротство американских банков?
13 марта президент США Джо Байден выступил с экстренным обращением и заверил американцев в безопасности банковской системы страны, а также сохранности их денег. Поводом стал кризис в финансовом секторе Соединенных Штатов. За прошедшие две недели в США обанкротились три банка, а крах Silicon Valley Bank, финансирующего стартапы в Кремниевой долине и занимающего 16‑е место по активам в стране, стал самым крупным со времен мирового финансового кризиса 2008 года.
ФОТО Blogging Guide on Unsplash
Глава Белого дома заявил, что власти намерены разобраться в причинах банкротства нескольких американских банков и привлечь виновных к ответственности. При этом все средства на банковских депозитах будут при необходимости доступны вкладчикам и американские налогоплательщики в отличие от инвесторов не понесут никаких потерь из‑за сложившейся ситуации. Банкам также теперь будет разрешено занимать практически неограниченные суммы у федеральной резервной системы (ФРС) на следующий год, при условии что кредиты обеспечиваются надежными государственными ценными бумагами.
Как водится, масла в разгорающийся огонь для нынешней администрации подлил экс-президент Соединенных Штатов Дональд Трамп. По его мнению, нынешняя ситуация в банковском секторе может обернуться для страны беспрецедентным по своему масштабу финансовым кризисом. «Учитывая то, что происходит с нашей экономикой, и звучащие предложения о крупнейшем и тупейшем в истории США повышении налогов, Джо Байден запомнится как Герберт Гувер современности (президент Штатов с 1929-го по 1933 год. — А. К.). У нас будет Великая депрессия — намного крупнее и мощнее, чем та, которая началась в 1929 году. Доказательство — банки уже начинают рушиться», — написал Трамп в своей соцсети.
Обращение главы Белого дома не воодушевило и участников американского фондового рынка. В начале торгов понедельника биржевой индекс S&P 500 Banks Group возобновил пятничное падение и в определенный момент снижался на 8,8 % — до 284 пунктов. Этот показатель стал самым низким с ноября 2020 года. Причем стоимость ценных бумаг некоторых кредитных организаций в моменте падала на 20 – 75 %. Менее чем за неделю в США закрылись сразу три крупных банка. Речь идет о Silvergate Bank (в 2022 году активы компании оценивались в $ 11,4 млрд), Signature Bank ($ 110,4 млрд), а также уже названном Silicon Valley Bank ($ 209 млрд). Последние две компании входили в топ-30 самых дорогих финансовых организаций страны.
Все вкладчики Signature Bank и Silicon Valley Bank будут восстановлены в правах и «налогоплательщики не понесут никаких убытков», заявили в минфине США. Однако до конца неясно, что означает эта фраза. Федеральная страховка покрывает только вклады до $ 250 тыс., а таких у SVB было меньше 4 %. По словам чиновников, любые убытки фонда страхования вкладов FDIC, используемого для поддержки незастрахованных вкладчиков, будут возмещены путем специальной оценки банков, как того требует закон. Многие наблюдатели трактуют это как возвращение денег со всех вкладов, даже с незастрахованных.
В воскресенье же все больше компаний заявляли о проблемах с блокировкой денег в Silicon Valley, некоторые оказываются не в состоянии даже заплатить зарплаты сотрудникам. Начались проблемы у клиентов закрытых банков по миру: в Израиле, у европейцев, в Великобритании.
Банкротство двух крупных банков явно говорит не в пользу стабильности американской финансовой системы, как пытаются заверить в этом простых граждан, констатируют эксперты. По мнению аналитика компании Tele Trade Алексея Федорова, серия банкротств американских банков стала следствием ошибок, которые были совершены еще в 2020 – 2021 годах правительством США и федеральной резервной системой. «Тогда они слишком сильно нарастили денежную массу в ответ на коронакризис, спровоцировав в 2022 году максимальную за последние 40 лет инфляцию. ФРС пришлось экстремально высокими темпами повышать уровень учетной ставки, что привело к неожиданному для банков результату, когда снизились цены не только на рисковые активы (акции, криптовалюты и т. д.), но и на безрисковые (гособлигации). В итоге падение стоимости рисковых активов спровоцировало нехватку ликвидности не только у компаний из высокорисковых секторов, то есть у криптоплощадок и высокотехнологичных компаний, но и у банковского сектора, который традиционно размещает привлеченный капитал в гособлигации».
Эксперт считает, что теперь ФРС стоит перед выбором — либо спасать банковскую систему, останавливая повышение учетной ставки, но при этом жертвуя экономикой. Либо спасать экономику, продолжая повышать учетную ставку, снижая инфляцию, но жертвуя банковским сектором. «Парадокс ситуации заключается в том, что оба сценария ведут к циклическому кризису, который по стечению обстоятельств и при условии его управляемости ФРС способен путем обвала финансовых рынков быстро придавить инфляцию к целевому уровню. Это позволит ФРС и снизить процентные ставки, и повысить цены на гособлигации, сняв таким образом давление с банковского сектора. Технические сигналы рынка говорят о высокой вероятности реализации именно такого сценария уже в самое ближайшее время. Для главного американского фондового индекса S&P 500 это, с учетом геополитических рисков, может привести к падению на 40 – 50 %. Для мировой экономики в 2023 году это станет очень плохой новостью, потому что фактически речь идет о повторении кризиса 2008 – 2009 годов. То есть мировая экономика вновь получит годовой спад в 1 – 2 %», — заключает аналитик.
Закрытие банков для экономики США означает снижение доверия к системе и финансовым институтам, а также ужесточение условий предоставления кредитов, уверен финансовый аналитик Михаил Васильев. По его словам, крах банков ставит ФРС в очень трудную ситуацию. «С одной стороны, она должна бороться с инфляцией, дальше повышать ставку и ужесточать финансовые условия. Чем больше регулятор поднимет ключевую долларовую ставку и дольше продержит ее на пиковом уровне, тем выше вероятность финансового кризиса и глобальной рецессии. В 2008‑м американская экономика не выдержала ставку 5,25 % — и грянул глобальный кризис. С другой стороны, федрезерв вынужден спасать финансовую систему и смягчать финансовые условия. Если регулятор США развернется в сторону смягчения политики раньше, чем победит инфляцию, он рискует повторить стагфляцию 1970‑х годов, когда потребовалось 20 лет и подъем ставки ФРС до 20 %, чтобы победить укоренившийся рост цен», — считает Васильев.
Как полагает экономист, пострадать от проблем в американском финсекторе сильнее могут страны ЕС, так как они тесно связаны с США. По мнению аналитика, смягчить последствия на финансовом рынке могут быстрые согласованные действия ФРС, правительства США и регуляторов Европы. Но, так как проблема носит системный характер, следует ожидать усугубления ситуации в американской и глобальной финансовых системах и высокой вероятности наступления нового кризиса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком «Тревожные симптомы ».
Комментарии