Китай - США: торг или реальная угроза?

Накануне своего отъезда в Сингапур на саммит АСЕАН вице-президент США Майк Пенс заявил в пространном интервью The Washington Post, что Штаты готовы к холодной войне с Поднебесной.

Китай - США: торг или реальная угроза? | Фото: pxhere.com

Фото: pxhere.com

Это, возможно, и не стало бы предметом обсуждения в мире, поскольку на эту тему уже много раз высказывались высокопоставленные американские политики от президента до госсекретаря США, если бы не один, но очень важный, а главное, новый аспект в выступлении Пенса.

В своем интервью Майк Пенс дал понять, что в противостоянии с Китаем Штаты преследуют не только экономические, но и политические цели. И при этом он даже недвусмысленно обозначил перечень претензий Вашингтона к Пекину, которые выходят далеко за пределы двусторонней торговли и затрагивают многие политические и даже идеологические темы.

Среди озвученных Пенсом американских претензий: проблема прав в области интеллектуальной собственности, которые якобы регулярно нарушает Китай; неуважение к международным нормам и правилам, в том числе к свободе мореплавания (вопрос Южно-Китайского моря); и совершенно новое в американской риторике неудовольствие Вашингтона тем, что «Коммунистическая партия Китая проводит политику вмешательства в политику западных стран».

Как заявил в своем интервью Майк Пенс, Китай должен радикально изменить свое поведение, если Пекин хочет избежать холодной войны с Вашингтоном и его партнерами. По его словам, американская сторона готова к сделке с Си Цзиньпином на встрече в Аргентине в рамках саммита G20, но только при условии, если Пекин резко поменяет свой торговый, военный и политический курс. Свои угрозы в адрес Пекина вице-президент США, по сути, еще раз повторил через два дня, уже выступая на прошедшем в минувшие выходные деловом саммите АТЭС в Папуа - Новой Гвинее.

Примечательно, что и конгресс США в эти дни представил специальный доклад, в котором рекомендовал президентской администрации ежегодно докладывать конгрессу о возможных угрозах для национальной безопасности из-за технологического сотрудничества американских компаний с КНР. Также комиссия американского законодательного собрания считает необходимым создать фонд для помощи странам, которые вынуждены обращаться к КНР за инвестициями.

Если внимательно присмотреться к американской политике по отношению к Китаю, то можно увидеть наличие двух подходов, которые выражают разные высокопоставленные фигуры в администрации. Есть сторонники жесткой линии. Это прежде всего тот же Майк Пенс и госсекретарь Майкл Помпео. И есть относительно мягкий подход, который время от времени демонстрирует сам президент Дональд Трамп. В целом получается такая своеобразная политическая постановка, где фигурируют злые следователи и строгий, но справедливый их начальник. Правда, у всех у них одна задача - держать конкурента в напряжении и одновременно вселять в него надежды.

Эксперты по-разному оценивают возможность полновесной холодной войны между США и Китаем, но сходятся во мнении, что ни к чему хорошему она не приведет. «В истории так уже бывало не раз, когда у Китая и США обострялись отношения. Торговые войны, санкции - все это уже было, и каждый раз выяснялось, что речь шла о требованиях неких экономических уступок. И периодически, в 2011 году последний раз, такие переговоры заканчивались компромиссом, масштабным торговым договором», - отмечает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Однако сейчас противоречия между двумя странами не сводятся только к экономике, а перетекают и в сферу политики. Кроме того, во многих вопросах ни одна из сторон не хочет идти на уступки, говорит политолог. «Речь идет не о конкурентном противостоянии между «экономикой номер один» и «экономикой номер два», а о противостоянии двух моделей миропорядка: старой, лидером которой были США, и новой, которую Китай выстраивает вместе с Россией и другими странами», - подчеркивает эксперт.

В целом согласен с такой позицией и профессор НИУ ВШЭ Максим Братерский. «Вопрос не в торговле и нарушении интеллектуальных прав, в котором обвиняют Пекин. КНР растет слишком быстро и скоро совсем затмит Соединенные Штаты», - отмечает аналитик. По его мнению, не стоит ожидать серьезного прорыва от встречи Трампа и Си Цзиньпина, которая должна пройти на саммите G20 в Аргентине. «На встречи Трампа уже не хочется смотреть. Каждый раз появляется твит о том, что она прошла великолепно и все просто замечательно, после чего объявляются новые санкции. Такая ситуация может повториться и на встрече Трампа с Си Цзиньпином в Аргентине, - считает политолог. - Но Си не станет ограничивать Китай перед лицом Вашингтона - Пекин видит, что тут слов больше, чем дела».

А вот главный научный сотрудник ИМЭМО РАН китаист Александр Ломанов считает, что американцы сильно рискуют, если собираются углублять и расширять холодную войну против Поднебесной. «Китай готов пойти на все ради того, чтобы сохранить свой путь развития, свою политическую систему. Ведь экономический успех страны достигнут благодаря нынешней однопартийной системе власти и весьма специфической (непонятной для американцев) системе развития экономики, которая обозначена как «путь социализма с китайской спецификой». И если речь идет о том, что Китай должен отказаться от всего этого, то это будет означать, что он сам себе устроит экономический крах. Сам себе устроит политический и, вполне возможно, территориальный распад. Естественно, это «красная черта», которую Китай не перейдет. Он будет сражаться до последнего, чтобы Америка не выпихнула его по ту сторону этой «красной черты».

#политика #сша #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Торг или реальная угроза?».


Комментарии