«Серый» техосмотр объявлен вне закона

Ворота открылись, и работник станции жестами помог мне правильно заехать на яму. Потом он замерил уровень выхлопа и осмотрел машину снизу. Далее шли механические валики для проверки тормозной системы. Потом специальным прибором он протестировал состояние фар, попросил покрутить руль вправо-влево, понажимать на тормоз. И только убедившись, что с моей машиной все в порядке, выдал диагностическую карту, с которой я и поехала оформлять страховку.

«Серый» техосмотр объявлен вне закона | Фото: Егор Алеев/ ТАСС

Фото: Егор Алеев/ ТАСС

- Зря время потратила, - сказала мне знакомая. - Могла диагностическую карту (ТО) купить прямо со страховкой. Сейчас «за долю малую» это легко сделать в любой компании.

Действительно, с тех пор как техосмотр перестал быть монополией Госавтоинспекции, получение диагностической карты стали определять исключительно рыночные отношения. И, разумеется, многим теперь проще купить эту карту, не предъявляя машину. Какая бы «лохматка» у тебя ни была - платишь деньги девчушке, сидящей за компьютером, через день у нее же получаешь готовую диагностическую карту, а потом и сам полис. Красота!

Но «халява», похоже, заканчивается. Минэкономразвития озаботилось проблемой фиктивных техосмотров и наличием «черного» рынка диагностических карт и приготовило законопроект, который ужесточает процедуру прохождения ТО как для водителей, так и для тех, кто выдает диагностическую карту.

Напомним, о необходимости внесения изменений в закон о ТО эксперты говорят уже несколько лет. После того как эта процедура была отдана на откуп Российскому союзу автостраховщиков (РСА), количество фактически проводимых техосмотров резко сократилось, а вот количество ДТП из-за неисправных автомобилей, наоборот, выросло. И тому есть объяснение. По словам самих сотрудников дорожной полиции, база данных АИС ТО (в нее передаются сведения о машинах, прошедших осмотр, находится в ведении МВД) слабо защищена, что позволяет «получить несанкционированный доступ и вносить фиктивные данные».

Причем покупают диагностическую карту не только частные автовладельцы, которые худо-бедно все же следят за своими машинами, но и целые автопарки.

В МВД не раз говорили, что надзорная функция вновь должна вернуться государству. Однако инициатива силового ведомства одобрена не была.

И вот сегодня Минэкономразвития переходит от обсуждения к делу и предлагает более жесткие санкции. В частности, штраф за езду без техосмотра, по мнению ведомства, стоит увеличить до 2 тысяч рублей. Соответствующие поправки в КоАП и Уголовный кодекс уже подготовлены. Более того, предлагается ввести уголовную ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы за проведение техосмотра без аккредитации.

Ространснадзор же будет карать тех операторов техосмотра, которые за мзду внесут в единую информационную систему недостоверные данные. Так, за ложную информацию работнику станции ТО грозит штраф 80 тысяч рублей, а с оператора, который выдал фиктивную диагностическую карту, взыщут до 500 тысяч рублей. Кроме того, он может потерять лицензию, а за работу без нее должностным лицам организации уже будет грозить уголовная ответственность.

Отдельно прописана ответственность тех, кто проводит техосмотр и выдает диагностические карты, не имея аккредитации. Для этого предлагается внести в УК статью 284.2, которая должна наказывать лжеоператоров ТО за ущерб гражданам, организациям или государству. По этой статье предусмотрен широкий ряд санкций - от штрафа (максимум 300 тысяч рублей) до тюремного заключения на пять лет.

Проверять, прошло ли транспортное средство техосмотр, снова начнет ГИБДД. Причем проверка станет, по сути, постоянной, потому что будет вестись при помощи систем фото- и видеофиксации. Как только машина попадет в объектив, в базу данных о техосмотре поступит соответствующий запрос. И если окажется, что техосмотр не пройден, в дополнение к «письму счастья» за основное нарушение водитель получит еще и штраф за непройденный ТО.

Наконец, еще одно нововведение. В случае принятия предложений Минэкономразвития даст страховым компаниям право так называемого регрессного требования к виновнику аварии, у которого не окажется техосмотра. То есть после ДТП страховщик выплатит ущерб пострадавшему и взыщет эту сумму с виновника аварии, если выяснится, что тот ездил без техосмотра.

Сейчас законопроект только обсуждается. Но уже появились его сторонники и противники. Первые считают, что ужесточение ответственности должно в итоге сократить количество ДТП с участием транспорта, находящегося в ненадлежащем техническом состоянии. По статистике ГИБДД, на дорогах России с января по июль этого года произошло 3204 дорожных происшествия, причиной которых была признана неисправность транспортного средства. В результате погибли 445 человек.

Вторые, в частности Российский союз автостраховщиков, не поддерживают идею уголовного наказания и полагают, что в этом случае достаточно мер административного характера.

КСТАТИ

Пару месяцев назад на интернет-портале правовой информации был опубликован документ, согласно которому правила технического осмотра автомобилей в России изменены. Поправки в основном коснулись неисправностей. Так, не допускаются неисправности усилителя руля, запрещается демонтаж заводских стеклоочистителей и стеклоомывателей. На машине также должны быть установлены колеса с одинаковым протектором шин. Кроме того, во время техосмотра обязательно проверят наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя.

Материал был опубликован в газете под № 124 (6233) от 12.07.2018 под заголовком «ТО уже не то».

#Россия #техосмотр #УК #штраф #ответственность

Комментарии