Технологии искусственного интеллекта делают общественный транспорт безопаснее и выгоднее

Технологии искусственного интеллекта способны сделать работу общественного транспорта безопаснее и выгоднее. В этом убеждены ульяновские разработчики спецпрограммы, которая считает клиентов, прокладывает оптимальный маршрут и следит за состоянием подвижного состава. Безбилетников она пока не ловит, но в будущем не исключено и это.

Технологии искусственного интеллекта делают общественный транспорт безопаснее и выгоднее | ФОТО Illiya Vjestica on Unsplash

ФОТО Illiya Vjestica on Unsplash

​​Увидит и сохранит

Система, которая сегодня работает в ульяновском транспорте, обрабатывает материалы видеокамер, установленных в салонах автобусов, трамваев или троллейбусов. Алгоритмы машинного зрения анализируют данные и распознают вошедших и вышедших на каждой остановке людей. Далее в личном кабинете перевозчика появляются отчеты о пассажиропотоке, выручке каждого маршрута или автопарка в целом, загруженности по дням недели и времени. При возникновении спорных случаев можно посмотреть видеозапись из салона. При этом транспортное средство останавливать и снимать с рейса не придется.

«Внедрение искусственного интеллекта в работу общественного транспорта повышает эффективность управления автопарком. Благодаря точной статистике и аналитике владельцы автопарков могут принимать решения о распределении ресурсов, оценивать эффективность работы водителей, определять маршруты с наибольшим спросом и обеспечивать оптимальное количество транспортных средств в нужные часы. Это позволяет снизить уровень износа, повысить общую эффективность работы предприятия и качество предоставления услуг для пассажиров», — отметила Татьяна Бабич, руководитель компании-разработчика.

​​Сначала — учеба

Заданной точности удалось добиться не сразу. Искусственный интеллект так же, как и природный, пришлось учить, пояснили авторы проекта. Сначала специалисты разметили более пяти тысяч видео­фрагментов, чтобы система смогла идентифицировать человека. В общей сложности собрали около 20 тысяч разноплановых картинок в разное время суток, с людьми разного роста, в разных головных уборах и с разными объектами в руках.

Также систему тренировали принимать во внимание размеры дверей, зоны подсчета, например, при условии, что на подножке во время движения стоят пассажиры, даже количество ступеней или их отсутствие. Параметры калибровки выстраивали и в зависимости от способа и вида оплаты проезда. Таким образом, после нескольких серий обучения удалось достигнуть 98‑процентной точности, а потом и 100‑процентной (в пиковые часы этот параметр снижается до 99 процентов).

​Чего добились?

Громко хвалить ИИ транспортники не спешат. Но признают, что некоторые хронические болезни искусственному интеллекту решить, кажется, удалось. Например, хищение выручки со стороны водителей. Раньше недостачу на маршрутах можно было списать на зай­цев. Теперь безбилетники тоже под контролем.

Правда, ликвидировать неплательщиков на маршруте система все‑таки не может. Она способна лишь отправить сведения о появлении безбилетника в той или иной точке маршрута контролерам. Впрочем, информация о том, что в салоне ведется видео­наблюдение и подсчет пассажиров, это уже своего рода профилактика.

​​Цифровая зрелость

В Минцифры России установили показатели цифровой зрелости пяти ключевых отраслей экономики и социальной сферы в регионах. Одной из таких отраслей является транспорт. На данный момент уровень цифровой зрелости транспортной отрасли в Ульяновской области составляет 75,5 процента. Учитывалась доля автобусных регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, оснащение системами видеонаблюдения салонов с функцией записи, соответствие требованиям о защите персональных данных (26,4 процента), доля автобусов с системами безналичной оплаты проезда (100 процентов) и открытый доступ к информации о реальном движении по маршруту (100 процентов). 


photo_5465251279371626571_y.jpg

#искусственный интеллект #программа #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7691) от 26.06.2024 под заголовком «Зайчики в трамвайчике».


Комментарии