Тарифная передышка: почему Вашингтон и Пекин решили снизить взаимные пошлины
Китай и США договорились о значительном снижении взаимных торговых барьеров. Такое заявление на прошлой неделе сделал министр финансов Соединенных Штатов Скотт Бессент. Стороны условились на 90 дней опустить уровень введенных в отношении друг друга пошлин сразу на 115 процентных пунктов. В результате размер тарифов КНР на импорт американской продукции сократится со 125 до 10 %, а ставка США для китайских товаров — со 145 до 30 %.

ФОТО Eric Vega on Unsplash
«Обе делегации сошлись на том, что ни та, ни другая сторона не желают разрыва экономических связей. И то, что происходило ранее с введением очень высоких пошлин, было… эквивалентно эмбарго, чего ни та, ни другая сторона не желают. Мы хотим, чтобы торговля велась, чтобы она была более сбалансированной, и я полагаю, обе стороны привержены достижению этой цели», — сказал Бессент по итогам двусторонних переговоров в Швейцарии. По его словам, в Вашингтоне хотят, чтобы Китай открылся для большего объема американской продукции. В этой связи в ходе дальнейших переговоров планируется рассмотреть соглашения о закупках, которые помогли бы перейти «от величайшего дефицита в двусторонней торговле к равновесию», добавил глава минфина США.
Пекин в свою очередь считает взаимное снижение пошлин важным шагом, который не только соответствует ожиданиям китайских и американских производителей и потребителей, но и отвечает интересам обеих стран и всего мира. Об этом говорится в опубликованном заявлении министерства коммерции КНР. В ведомстве выразили надежду, что Соединенные Штаты продолжат работать вместе с Китаем «над полным исправлением неправильной практики одностороннего повышения тарифов» и будут укреплять взаимовыгодное сотрудничество. Между тем вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн отметил, что в случае очередной эскалации со стороны США азиатская республика не оставит действия Вашингтона без ответа. «В торговой войне нет победителей. Китай не хочет ввязываться в нее, но и не боится ее. Если американская сторона будет упорно ущемлять права и интересы КНР, то наша страна будет решительно отвечать и биться до конца», — подчеркнул Хэ Лифэн.
Напомним, апрельское введение пошлин администрацией США против большинства стран мира привело к панике на рынках. В тот момент фондовые котировки и цены на нефть рухнули, а инвесторы стали массово продавать доллары и покупать золото в качестве более надежного актива для сбережения денег. В результате цена драгметалла достигла исторического рекорда, а стоимость американской валюты на глобальных торгах обновила трехлетний минимум.
Одновременно Международный валютный фонд ухудшил свой экономический прогноз для всего мира на текущий год и, в частности, понизил оценку роста ВВП США. Все это также могло стать одним из поводов для американской администрации уменьшить размер введенных пошлин, в том числе в отношении Китая.
Похоже, что ныне торговая война между США и КНР была поставлена на длительную паузу. Трамп оценил экономические переговоры с Китаем как очень хорошие. По его словам, Вашингтону и Пекину удалось добиться прогресса в этой области и найти множество точек соприкосновения по различным вопросам. Глава Белого дома подчеркнул, что не стремится навредить интересам КНР и рассчитывает на дальнейший диалог. Трамп также заявил о планах провести телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином, чтобы укрепить достигнутые договоренности.
Макроэкономист Freedom Finance Global Юрий Ичкитидзе считает, что пошлины для Трампа — это инструмент для переговоров с торговыми партнерами в целях получения наибольших выгод. «В понимании американского президента многие страны имеют большие выгоды от свободного доступа на рынок США — и этими выгодами надо делиться с самими Штатами. Делиться можно в виде тарифов или других уступок. При этом на главу Белого дома воздействуют его окружение и реакция инвесторов. Видимо, Трамп понял, что переборщил с тарифами и их придется понизить, чтобы не навредить собственной экономике», — объясняет эксперт.
По мнению исполнительного директора Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антона Свириденко, обеим сторонам в чем‑то удалось добиться своего. США — того, что реальные торговые переговоры с Китаем все‑таки стартовали. Китай же доказал, что Штатам без него пока сложно. «Сторонам пришлось перейти от эскалации к диалогу из‑за невероятной связанности их экономик. Если говорить об объемах таких связей, то это, по оценкам, до $ 900 млрд американских вложений в Китае и более $ 1 трлн китайских — в США (с учетом госдолга Соединенных Штатов). В некоторых отраслях у сторон полная зависимость друг от друга: например, у США от Китая — по редкоземам и в производстве игрушек, а у Пекина от Вашингтона — по ряду технологических услуг. Не стоит забывать и про связанные производственные цепочки, где в выпуске продукции участвуют и американские, и китайские компании», — отмечает Свириденко. По его словам, вероятно, в ближайшие 90 дней будут достигаться соглашения о взаимных поставках товаров, свободе работы американских компаний в КНР. Что‑то наверняка будет достигаться в ручном режиме. «Китай может использовать эти переговоры, чтобы изменить контур своей экономики, усилить роль своей финансовой системы в мире, укрепить внутренний контур спроса и предложения. Полная отмена пошлин в принципе возможна, но только если обе стороны сочтут итоги переговоров успешными. Пока такая перспектива, кажется, не близка», — полагает эксперт.
В настоящий момент еще рано говорить об урегулировании противоречий Штатов со своими торговыми партнерами, считает и эксперт Фонда экономической политики Ольга Пономарева. По ее словам, неопределенность относительно выстраивания переговорных процессов, особенно с Китаем, остается высокой, и этому способствует общий стиль торговой политики Трампа. «Достаточно вспомнить первый этап американо-китайской торговой войны, когда в конце 2018 года тоже было объявлено о переговорах, а весной 2019‑го последовали новые тарифы. Переговоры с Китаем требуют времени, поскольку многие вопросы являются чувствительными для обеих стран: это и технологическое взаимодействие, и защита прав интеллектуальной собственности, и ценовое регулирование, и валютная политика, и государственное субсидирование китайских компаний. Спектр претензий США к Китаю остается широким, что однозначно отразится на развитии предстоящих обсуждений», — объясняет аналитик. По ее мнению, в случае очередной эскалации мировые рынки вновь могут отреагировать краткосрочными колебаниями.
Как полагают эксперты, временное перемирие в «тарифной войне», вероятно, снизит давление на сырьевые цены на мировых рынках. Это в свою очередь должно поддержать стоимостные объемы российского экспорта, что позитивно для экономики РФ. В частности, можно рассчитывать на некоторое снижение прогнозного недобора нефтегазовых доходов федерального бюджета. Однако пауза в торговом противостоянии между администрациями США и Китая вряд ли облегчит доступ к технологиям для России — приоритет в укреплении технологического суверенитета будет для нас оставаться актуальным. Впрочем, считают эксперты, сам факт быстрого соглашения снизил риски худших сценариев, что в конечном счете выгодно для российской экономики.
Читайте также:
Пекин принял вызов. Чем обернутся ответные меры Китая на пошлины США?
Небывалый взлёт: мировые цены на золото достигли 3401 долларов за тройскую унцию
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7909) от 19.05.2025 под заголовком «Тарифная передышка».
Комментарии