Светофор на звоннице. Ростов и его кремль включены в свод особо ценных памятников России
«Маруся от счастья слезы льет…» Наверняка после этих слов у вас в голове заиграла бессмертная песня из незабываемой кинокомедии, и вы тут же представили, как стрельцы Ивана Грозного рядами вышагивают среди средневековых крепостных стен, чтобы выбить крымского хана с Изюмского шляха… Снимал свой фильм Леонид Гайдай в Ростове Ярославской области, куда и предлагаю отправиться.
Одна из самых эффектных перспектив на кремль открывается с улицы Каменный Мост./ФОТО АВТОРА
Не знаю, как вам, а мне с детства врезалась в память эта сцена с царским войском, гордо пересекающим территорию белокаменного монастыря. Причем совершенно пустынную, с вытоптанной травой и обветшавшими зданиями. В первоначальной версии комедии на вопрос милиционера, где Иван Васильевич проживает, тот должен был ответить: «Москва, Кремль», а вовсе не: «В палатах». Согласитесь: представить такие «палаты» в центре столицы было бы довольно сложно.
Другое дело — райцентр Ярославщины. Да, он старше Москвы почти на три века, и в XIII – XV веках даже был центром Ростовского княжества. Но уже с XVIII столетия числился уездным городом, и потому внимание к своему облику приковывал совсем не в столичных объемах. Чего уж говорить о советском времени.
Сам комплекс гордо именуется Ростовским кремлем, хотя уже в момент постройки во второй половине XVII века не имел оборонного значения — это была резиденция митрополита Ростовской епархии. И потому «военные» элементы ансамбля выполнены не столь внушительно. Скажем, въездные ворота сделаны слишком широкими и в башнях отсутствуют подошвенные бойницы. Зато имеются наличники на башенных окнах…
Сейчас же Ростов и его кремль включены в свод особо ценных памятников России, и потому выглядит сердце города весьма парадно. Вместо пустыря у Успенского собора, запечатленного в фильме, теперь благоустроенная зона с газонами и набивными дорожками, окаймленными булыжником. На звонницу, где Бунша, запутавшись в веревках колоколов, невольно исполняет «Чижика-Пыжика», может подняться, оплатив 200‑рублевое пожертвование, любой гость. Но ведущий туда лестничный проход внутри старинных стен настолько узкий, что посетители вынуждены уступать друг другу — с этой целью наверху даже установлен… светофор. Со звонницы открываются ростовские красоты: луковки и стены кремля, гостиный двор с церковью Спаса на Торгу. А чуть дальше — озеро Неро. Впрочем, виды не настолько захватывают дух, как невероятный размер колоколов и их языков.
Прикремлевская часть города превращена в одно большое торжище. Тут, кажется, можно купить все — от фигурок с финифтью до мобильных телефонов, от «судачьей томленихи» до «шавермы XXL». При этом облик изменился явно в лучшую сторону: если еще десять лет назад Соборная площадь представляла собой асфальт с хаотичной парковкой, теперь здесь мощеная пешеходная зона с рядом новых деревьев. Увидеть тот, прежний, Ростов еще можно, отойдя от кремля буквально несколько шагов: возле Колхозной площади (название‑то какое!) вновь появляется разбитый асфальт, обшарпанные фасады и прицепы на траве. Остроконечный крепостной ров вроде бы и сохранился, но превратился в болото. Гласис незначительно разбавлен дорожками — в целом это поля и некоторое количество деревьев.
Но Ростов — это не только кремль. В городе больше трех сотен памятников, и многие расположены в местах, куда основная часть туристов не доходит. Преимущественно только самих ростовцев можно увидеть в церкви Леонтия на Заровье (имеется в виду территория за рвом), в Никольской церкви на Всполье и Космодамианской. Пока гости города разглядывают аркаду гостиного двора, местные закупаются на Центральном рынке в стенах бывшего Мытного двора. Пейзажному саду с прудом кремлевского Владычьего двора аборигены предпочтут городской парк на берегу Неро. В то же время определенные туристические группки удается перехватить другим ростовским монастырям — прибрежным Авраамиеву и Спасо-Яковлевскому, а также расположенному на северной окраине Варницкому, основанному в XV веке на месте рождения преподобного Сергия Радонежского. Все эти обители за последнее время прошли трудный путь восстановления и благоустройства.
Сам же Ростов в скором времени готовится обновиться топонимически. Областные власти ожидают его переименования в Ростов Великий. Такое решение поддержали 13 тысяч ростовцев, около половины населения города. Это в определенной степени возвращение исторического имени — так он упоминался в некоторых древних документах. Например, в Ипатьевской летописи. Если все случится, до конца года количество «великих» городов России увеличится до четырех — вслед за Луками (они Великие с 1406 года), Устюгом (с XVI века) и Новгородом (с 1999 года).
Читайте также:
Сказка на Клязьме. Чем интересен небольшой городок Гороховец
По дороге на Кириллов: пейзажи и храмы Вологодчины привлекают и туристов, и художников
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7772) от 16.10.2024 под заголовком «Светофор на звоннице».
Комментарии