Судьба под угрозой: дореволюционный дом в Ольгине продан с торгов
В Ольгине городские власти продали с торгов дореволюционный дом на улице Коммунаров, 45. Градозащитники опасаются, что его может постигнуть та же немилосердная участь, что и другие деревянные постройки этой дачной местности.
ФОТО АВТОРА
Ольгино, расположенное близ одноименной железнодорожной станции на границе с Лахтой, ведет свою историю с 1905 года, когда здешние земли начали распродавать под дачи. Назвали поселок в честь небесной покровительницы владелицы земли графини Стенбок-Фермор. Для реализации участков было создано Общество благоустройства Ольгина, Лахты и Бобыльской.
До революции здесь успели построить десятки дач, преимущественно деревянных. Их можно встретить на ольгинских улочках и сегодня. Некоторые числятся памятниками архитектуры, в том числе дачи Козинцевых, Тырсина, Тржециака, Лобановых. Впрочем, охранный статус порой не спасает старинные дома. Так, деревянная дача Бежануцо (ранее была известна как усадьба Польтрока) на улице Коммунаров, 7, построенная в 1913 году по проекту художника-архитектора Альфреда Даугеля, в 2017‑м была снесена. КГИОП выиграл суд — собственника обязали воссоздать памятник, но этого так и не произошло.
До основанья, а затем... Завершаются работы по воссозданию деревянного особняка БреммеС рядовыми же дореволюционными постройками тем более не церемонятся. Кирпичный дом на проспекте Ленина, 18/27, на углу с Пролетарским проспектом в 2018 году снесли, а затем воссоздали. Так же поступили с деревянной дачей на Советской улице, 30, при этом вместо бревенчатых стен собрали газобетонные, на которые прикрепили вагонку. Модерновый дом Русвурма на Юнтоловской, 17/8, кардинально изменил свой облик. Снесли дом на Полевой, 58. А на Первомайской, 16, теперь и вовсе стоит коттедж «новорусской» архитектуры с зеркальным остеклением.
На самом деле не сказать, что в Ольгине не существует ограничений на снос. Почти вся местность, а именно — территория между Сестрорецкой железной дорогой, Коннолахтинским проспектом, Граничной улицей и улицей Кайгородова, отнесена к зоне регулирования застройки (ЗРЗ), где демонтаж разрешается только с целью устранения аварийности и обязательным восстановлением внешнего облика. Но на деле, как в случае с Первомайской, так происходит не всегда.
Проданный в нынешнем году дом на улице Коммунаров, 45 (на снимке), тоже может постигнуть та же участь. Градозащитники из движения «Живой город» обнаружили, что недавно «деревья на всей территории обшили досками, как на стройплощадке». Это может свидетельствовать о подготовке к сносу, считают активисты. КГИОП оперативно отреагировал на информацию и объявил правообладателю здания «предостережение о необходимости соблюдать требования режима ЗРЗ» (в том числе запрет на снос здания), добавив, что проектная документация по объекту в КГИОП не поступала. По словам ольгинцев, домик хотя и прост, но имеет некоторую историю: в советское время, с 1947 года, здесь было общежитие музыкального училища имени Мусоргского.
Читайте также:
Огород в чужой усадьбе. Кто спасёт парки принца Ольденбургского от уничтожения?
Долгий путь в реестры. Как пополняется перечень памятников архитектуры Петербурга?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (8048) от 03.12.2025 под заголовком «Ограничения по‑ольгински».




Комментарии