Стремительно зеленеет. Как Китай стал мировым лидером в чистой энергетике?

Когда заходит речь о «зеленой энергетике», у многих сразу возникает ассоциация с Европой — уж больно много об этом там говорят. В Китае говорят меньше, однако делают по ряду направлений уже больше, чем европейцы.

Стремительно зеленеет. Как Китай стал мировым лидером в чистой энергетике? | ФОТО Edward He on Unsplash

ФОТО Edward He on Unsplash

В этом году, например, в Китае, являющемся крупнейшим источником выброса парниковых газов (35 % общемирового уровня), наблюдается снижение выбросов — на 3 %. Цель — выйти на нулевые выбросы к 2060 году — неизменна. При этом Китай (который критиковали за то, что отказался «обнулиться» к 2050 г., как предписывает Парижское соглашение по климату 2015 года) по темпам внедрения энергогенерации с низким уровнем выбросов сегодня почти вдвое превышает среднемировой показатель.

Тогда как в ЕС (мировая доля выбросов 6 %) наблюдаются проблемы с выполнением аналогичной задачи. Китай также уже зарабатывает на экспорте «зеленых технологий» больше, чем США от экспорта ископаемого топлива. С января по июль текущего года Китай экспортировал этой продукции на 120 млрд долл., тогда как нефтегазовый экспорт США составил 80 млрд долл. КНР — главный производитель в мире солнечных панелей (92 % производства) и ветряных турбин (82 %), добившийся резкого снижения их себестоимости. Именно благодаря этим китайским панелям строительство солнечных и ветряных электростанций в Азии и Африке стало дешевле, чем угольных или газовых станций. Солнечная генерация выходит в 3 – 4 раза дешевле. Китай вложил за последние три года более 210 млрд долл. в четыре сотни проектов ВИЭ в 54 странах — в основном Глобального Юга.

У себя дома Китай только в прошлом году установил 887 ГВт солнечных батарей — почти вдвое больше, чем Европа и США вместе взятые. Сейчас КНР вышла на уровень ежегодного ввода в строй почти 1 тераватта мощности ВИЭ, это все равно что ежегодно строить более 300 крупных атомных реакторов. На Китай сегодня приходится треть мировых инвестиций в «чистую энергетику». Ветряные и солнечные электростанции в КНР в этом году превзошли мощнос­ти угольной генерации. Ветряная и солнечная энергетика производит 26 % электроэнергии Китая (всего разные виды ВИЭ дают 36 %), пять лет назад было 9 %. В мировом масштабе на долю страны приходится 66 % мирового прироста мощностей солнечной и 69 % мирового прирос­та мощностей ветроэнергетики. В прошлом году Китай инвестировал 625 млрд долл. в «чистую энергетику», что значительно превышает показатель Европы в 426 млрд долл. Доля ВИЭ в Европе в энергогенерации по‑прежнему выше, чем в Китае, — 47 %, однако темпы внедрения все больше отстают от китайских.

К тому же значительная часть технологий для «зеленой энергетики» импортируется из того же Китая. Нет ни одной европейской фирмы в десятке крупнейших производителей солнечных фотоэлектрических систем. В сфере «вет­ряков» есть только один (Vestas). Европа так гордилась отказом от российских нефти и газа и вот теперь попала еще в большую зависимость от другой страны — в критически важных для «зеленой ­энергетики» технологиях. И даже в сегментах, где европейские производители по‑прежнему доминируют, конкуренция обостряется. Речь, например, об электромобилях (ЭМ): 9,5 % «электричек», продаваемых в Европе, приходится на китайские бренды. Вроде немного, но пять лет назад было менее 1 %. Европейцам не помогают даже импортные пошлины на китайские авто.

На Китай приходится шесть из десяти легковых ЭМ и девять из десяти электрогрузовиков на дорогах мира. В первой половине 2025 года доля легковых ЭМ, проданных в самом Китае, составила почти 65 % от мировых продаж. Страна уже достигла показателя 19 % от необходимого к середине столетия уровня внедрения ЭМ. Притом что за последние три года доля в мировых продажах электромобилей более чем удвоилась — с 3 до 7 %, последняя цифра — показатель США.

Логичен вопрос: если КНР активно внедряет «зеленые технологии», то как это скажется на спросе на ископаемые энергоносители — уголь, нефть и газ? Он упадет, однако отнюдь не драматичными темпами. Надо все же отличать промышленную «декарбонизацию» от всех остальных. Именно в промышленности переход на «зеленые технологии» наиболее сложен: «ветряками», грубо говоря, металлургический завод не запитаешь, а солнечная энергетика по‑прежнему зависит от погоды, хотя технологии аккумулирования энергии проделали огромный прогресс.

Или взять уголь: доля России на китайском рынке угля составила в середине года 23,5 %, второе мес­то по поставкам после Австралии. И Китай пока не готов полностью отказаться от угля. Это долгий, инерционный процесс: огромные ТЭЦ, завязанные на металлургию и химию, инфраструктура, выстроенная под уголь десятилетиями. К тому же акцент именно на промышленной декарбонизации — это задача следующей китайской пятилетки. Именно тогда начнется уже массовое использование ВИЭ для энергоснабжения целых промышленных парков, а также массовое внедрение технологий уже водородной энергетики.

Безусловно, стремительный рост продаж ЭМ в Китае является одним из основных факторов снижения спроса на нефть, особенно на бензин. Ожидается, что спрос на бензин в КНР, достигнув пика, начнет устойчиво снижаться ежегодно с 2025 года, по 3 – 5 % в год, до 2030‑го. Это общемировая тенденция: ЭМ сокращают потребление нефти. По расчетам Международного энергетического агентства, ЭМ сократили спрос на нефть в мировом масштабе в прошлом году на 1,3 млн баррелей в сутки, причем во многом именно благодаря Китаю. Потребление бензина в стране упало на 12 % с пикового значения 2004 года. В Европе потребление в транспортном секторе снизилось всего на 6 % по сравнению с пиковым значением 2007 года. Несмотря в том числе на повышение экономичности бензиновых моделей авто, такой спад спроса не выглядит столь уж драматическим. К тому же надо учесть, что спрос на нефть и газ сохранится и даже может вырасти в других отраслях экономики, таких как нефтехимия или производство минеральных удобрений.

Поскольку Китай является нашим важнейшим экономическим партнером, все эти стремительно развивающиеся тенденции надо иметь в виду, чтобы держать нос «по вет­ру» и «по солнцу».

Читайте также:

Сила в знаменательную дату: Китай представил авианосец «Фуцзянь»

Новый очаг нестабильности. Почему разгорелся конфликт между Афганистаном и Пакистаном?


#Китай #экономика #энергетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (8037) от 18.11.2025 под заголовком «Китай стремительно зеленеет».


Комментарии